Фрунзенский район нередко ассоциируется с Купчино, что не совсем верно: Купчино – это лишь один из шести муниципальных округов, расположенных в его границах. На самом деле район занимает огромную территорию в 37,5 тыс. га, на которой, по данным последней переписи населения, проживают 402 тыс. человек. На севере район примыкает к Обводному каналу, с остальных трех сторон зажат железнодорожными путями: с юга расположена ветка перегона Купчино-Обухово, с запада и востока тянутся «железки» Витебского и Московского направления.
Архитектурно-историческими красотами район не богат. Единственное место сосредоточения памятников культуры – Волковское кладбище с двумя храмами и Литературными мостками, где захоронено немало известных личностей. В целом же эта часть города в дореволюционные, а затем и в советские годы складывалась как рабочая окраина. Тем не менее жизнь на этой территории имеет свои преимущества. Как, впрочем, и свои недостатки.
Плюсы и минусы
Начнем с минусов. Они являются логическим следствием промышленного характера Фрунзенского района, более четверти площади которого занимают производства и склады. Здесь расположено около 15 тыс. предприятий различной формы собственности, более трех десятков относятся к крупным. Из наиболее известных можно назвать завод «Полисан» (производство лекарственных препаратов), «Юнилевер» (косметика и бытовая химия), «Элтехника» (электрооборудование).
Промпредприятия сосредоточены преимущественно на участке, тянущемся от Обводного канала до улицы Расстанной, а также вблизи улицы Салова. По данным регионального геологического центра «Невскгеология», наиболее загрязнены земли микрорайона «Волково».
Чем дальше к югу, тем меньше промышленности. Купчино представляет собой уже обычный спальник. Правда, на его территории находится Южная ТЭЦ, а в юго-восточной части, южнее улицы Девятого января, – промышленная зона «Обухово», где сконцентрировано, пожалуй, самое большое количество складов и предприятий Северной столицы. Тем не менее, на юге района (в отличие от севера) воздух более чистый, благодаря большому количеству деревьев и кустарников. Помимо обширных зеленых зон, в южной части Фрунзенского есть два парка – Героев-пожарных и Интернационалистов. Доля зеленых насаждений в общей площади района составляет почти 40%.
Еще не так давно Фрунзенский район с центром города связывала единственная станция метро – «Купчино», которая, строго говоря, относится к соседнему Московскому району. Но в последние годы были открыты еще четыре станции – «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская» и «Международная». На конец 2018 года запланирован пуск еще трех станций в южном Купчино.
Район не отказался от трамваев. Напротив, одним из первых провел реконструкцию, выделив трамвайные пути из общего транспортного потока. Автомобилистам в этой части города бывает сложнее, чем приверженцам метро. Трафик очень плотный, нередки многокилометровые пробки на проспекте Славы и других магистралях.
Зато к социальной, торговой и развлекательной инфраструктуре претензий в целом нет. В районе огромное количество школ, детских садов, учреждений дополнительного образования. По количеству специализированных медицинских центров и больниц Фрунзенский, пожалуй, даст фору любому району города. Здесь находится и множество гипермаркетов: «О`кей», «Лента», «Карусель», «Супер-Сива», торговые комплексы и различные увеселительные заведения. Пожалуй, не хватает только спортивно-оздоровительных комплексов и особенно бассейнов.
Пестрая застройка
Как и экологическая ситуация, застройка района сильно меняется от севера к югу. Южнее Обводного канала расположены преимущественно дореволюционные доходные дома. Несмотря на близость к центру, долгое время это место не интересовало инвесторов. Видимо, потому что до открытия станции метро «Волковская» это был настоящий глухой угол, которому отнюдь не добавляла шарма близость кладбища.
Центральная часть территории, так называемое Старое Купчино, представляет собой традиционный советский спальник из хрущевок и панельных домов 1970-х годов. Чем южнее – тем застройка современнее. В 1980-1990-х годах в Новом Купчино начали возводить кирпичные 9-14-этажные дома вдоль проспекта Славы. Именно южная часть района – зеленая, экологически сравнительно благополучная, с удобным выездом на КАД и в пригороды Петербурга – пользуется наибольшим интересом покупателей недвижимости.
С середины нулевых Фрунзенский район продолжает бурно развиваться: в период 2006-2011 годов на его территории было сдано 50 домов. Следующая пятилетка оказалась куда менее результативной. С 2011-го по 2015-й введено в эксплуатацию всего восемь новых жилых комплексов. Причем больше половины из них – это знаменитые долгострои: жилищно-строительные кооперативы «Славбург-51», «Кассиопея», «Четвертая очередь», а также дом строительной компании «Импульс» на ул. Турку. К примеру, ЖСК «Славбург-51» строился на протяжении 11 лет. Впрочем, застройщик «Квартира.Ру», сдавший два дома на ул. Белы Куна, тоже не порадовал дольщиков пунктуальностью.
Итоги пятилетия были бы совсем пессимистическими, если бы в 2013 году компания «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» не начала свой масштабный проект «София». Это был настоящий прорыв для Фрунзенского района, заждавшегося появления качественных новостроек. Квартал, ограниченный Южным шоссе, улицами Бухарестской, Димитрова и Софийской, рассчитан на проживание 10 тыс. человек. Благодаря неплохому расположению (в пешей доступности от станции метро «Международная») и надежности застройщика, проект оказался весьма востребованным. Строительство шло хорошими темпами. За два года, 2014-й и 2015-й, застройщик сдал 11 корпусов нового микрорайона. На долю «Софии» приходится почти 40% жилья, введенного в районе за указанный период – 2 тыс. из 4,6 тыс. построенных за пятилетку квартир.
Актуальное предложение
Жилой комплекс «София» продолжает оставаться главным проектом, реализующимся в этой части города. В 11 строящихся корпусах запроектированы почти 3,5 тыс. квартир. Полностью квартал, состоящий из 23 высоток, будет завершен в 2018 году.
Прошлой осенью компания «Лидер Групп» вывела в продажу еще один сравнительно крупный проект – ЖК «Балканы» на 700 с лишним квартир. Двадцатишестиэтажный дом будет возвышаться неподалеку от станции метро «Купчино».
В последнее время застройщики стали проявлять интерес также к северной части Фрунзенского района. Поблизости от станций метро «Обводный канал» и «Волковская», на улицах Тамбовская и Стрельбищенская, почти завершены небольшие, на 30 с лишним квартир, дома.
В конце прошлого года начались продажи квартир в квартале «Новый Лиговский», который расположен еще ближе к северной оконечности района, рядом со станцией метро «Обводный канал». В рамках городской программы развития застроенных территорий компания «СПб Реновация» снесет 5 аварийных домов 1930-х годов и построит 10 девятиэтажек. Сейчас в продаже 120 квартир в корпусах первой очереди. В отличие от новостроек южного Купчино, квартиры возле Обводного предлагаются по заметно более высоким ценам, хотя также относятся к сегменту масс-маркет.
Но в целом, надо признать, предложение во Фрунзенском остается довольно скромным. На данный момент в стадии строительства находятся пять ЖК в общей сложности на 4,4 тыс. квартир, причем значительная их часть уже продана.
Новостройки Фрунзенского района
Название ЖК | Адрес | Девелопер | Срок сдачи | Кол-во квартир |
---|---|---|---|---|
Пересечение Южного ш. и Бухарестской ул. | «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» | II кв. 2016 г., I кв. 2017 г., III кв. 2017 г., IV кв. 2017 г., I кв. 2018 г. | 3482 | |
Будапештская ул., 102, лит. А | «Лидер Групп» | IV кв. 2019 г. | 723 | |
м. «Обводный канал» | IV кв. 2017 г., IV кв. 2019 г | 120 | ||
Стрельбищенская ул., 13 | «Мария» | II кв. 2016 г. | 36 | |
Тамбовская ул., 7, лит. Б | «47 ТРЕСТ» | II кв. 2016 г. | 38 |
Средние цены на квартиры в строящихся домах Фрунзенского района (данные на апрель 2016 года)
Количество комнат в квартире | Средняя стоимость объекта, млн руб | Средняя цена 1 кв. м, тыс. руб. | Средняя цена 1 кв. м в новостройках Санкт-Петербурга, тыс. руб. |
---|---|---|---|
1 | 4,7 | 109,0 | 96,7 |
2 | 6,6 | 106,2 | 98,8 |
3 | 9,0 | 104,9 | 101,2 |