Обеспечение новых кварталов социальной инфраструктурой вновь становится заботой городских властей. Радостную для строительного бизнеса весть на последнем заседании правительства Петербурга сообщила глава Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Елена Ульянова.
Правительство передумало
Прозвучавшая новость полностью противоречит ранее заявленной позиции Смольного. Напомним, что при предыдущем губернаторе Петербурга Валентине Матвиенко вся необходимая инфраструктура в новых микрорайонах создавалась за счет городского бюджета. Однако после прихода в Смольный Георгия Полтавченко эта практика была прекращена. В 2013-2014 годах чиновники практически не утверждали ни один проект планировки территории, если в жилом комплексе не предусматривалось строительство детских садов и школ с их последующей безвозмездной передачей на баланс города.
Правда, не все игроки рынка оказались в одинаковых условиях. Город продолжал выполнять обязательства, взятые на себя при Валентине Матвиенко, и строил соцобъекты за свой счет в некоторых проектах комплексного освоения территорий. Отдельным девелоперам удавалось договариваться о выкупе построенных детсадов.
Всем остальным приходилось обходиться собственными силами и перекладывать дополнительные расходы на себестоимость проекта. Всего с 2013 года 72 петербургские строительные компании подписали соответствующие соглашения со Смольным, в рамках которых до 2023 года должны были построить и передать в казну 159 объектов.
Смольный переменил свою точку зрения по двум причинам.
Во-первых, строительная отрасль, являющаяся одной из бюджетообразующих для Петербурга, из-за экономического кризиса переживает не лучшие времена. Инвестиции в строительство сокращаются.
Во-вторых, сейчас в городе строится детсадов в пять раз, а школ в четыре раза меньше, чем необходимо в соответствии с прогнозируемыми потребностями к 2020 году. «Очевидно, что при таких темпах ввода через пять лет мы столкнемся с дефицитом соцобъектов», – отметила Елена Ульянова.
Или долго, или дешево
Глава Комитета по экономической политике озвучила две схемы, по которым будет осуществляться передача соцобъектов на баланс города. Согласно первой, школы, детские сады и поликлиники выкупаются сразу после ввода в эксплуатацию по проектной стоимости, которую определяют чиновники вместе со строителями. Второй вариант предполагает более полную компенсацию затрат, но деньги выплачиваются в рассрочку в течение пяти лет. Все это время здания эксплуатируются застройщиком, а образовательную деятельность ведет город.
Застройщики в целом приветствуют намерения города вернуться к цивилизованной системе отношений и снять бремя социалки с бизнеса. «Если такое решение будет принято, то город от него только выиграет. Инициатива городских властей поможет решить проблему дефицита социальных объектов в Санкт-Петербурге. Я уверен, застройщики эту меру однозначно поддержат», – комментирует управляющий компании «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Дмитрий Ходкевич.
Но к самим предложенным схемам отнеслись настороженно. «Мы опять видим нежелание создать единые для всех прозрачные правила. У кого-то будут выкупать объекты сразу, а кому-то придется ждать пять лет. И конечное решение будет оставлено на откуп представителям правительства города», – предупреждает вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов.
Схемы пока непонятны до конца, но представители бизнеса полагают, что в обеих есть некоторое лукавство. «Проектная стоимость значительно ниже, чем стоимость рыночная. В лучшем случае застройщик отобьет треть вложенных средств на строительство школы или садика. Но выкуп даже по проектной стоимости лучше, чем безвозмездная передача», – утверждает председатель совета директоров группы компаний «Лидер Групп» Александр Рассудов.
Второй схемой, по его мнению, смогут воспользоваться не все компании, поскольку она предполагает наличие в штате компании профессионалов, знакомых со спецификой управления и эксплуатацией социальных объектов.
Кроме того, дополняет Алексей Белоусов, выкуп в рассрочку не снимает застарелую проблему с налогообложением находящихся на балансе у строительной компании социальных объектов. Передавая социалку городу, застройщики платят НДС. В результате двойного налогообложения стоимость садиков и школ возрастает почти на 40%. Напомним, петербургские застройщики инициировали включение соответствующих корректив в проект поправок к ФЗ-214. Но дойдут ли они до последнего варианта закона, пока неизвестно.
Отметим, что это уже не первая попытка Смольного найти компромисс с застройщиками. Летом прошлого года вице-губернатор Игорь Албин выступил с неожиданной инициативой: вместо соцобъектов передать городу 5-10% жилья в новых проектах. Но строительное сообщество идею не подержало. А в начале 2016 года экс-глава Комитета по строительству Михаил Демиденко предложил застройщикам оставлять детсады и школы на своем балансе, сдавая их в аренду городу за символическую плату –1 рубль в год. Первый такой договор был подписан с «Группой ЛСР».
Новое предложение Комитета по экономической политике, несомненно, гораздо больше по душе строительному сообществу. Обнадеживает и то, что оно не вызвало возражений у членов правительства, включая Георгия Полтавченко.