Заявления представителей сейфовых хранилищ о стопроцентной защите хранящихся в банковских ячейках средств зачастую являются голословными.

Повод глубоко задуматься

Возле одного из петербургских отделений Промсвязьбанка 23 марта прошел массовый согласованный пикет. На протестную акцию вышли граждане, которым банк, по их словам, отказывается выплачивать деньги, украденные злоумышленниками из ячеек.

Напомним, 11 января в Петербурге произошло резонансное ограбление отделения Промсвязьбанка. Угрожая пистолетом, преступники связали охранника и администратора сейфового хранилища, а затем вскрыли более сотни сейфовых ячеек. Во многих сейфах хранились деньги по сделкам с недвижимостью. Сам банк 29 января объявил, что приступил к первым выплатам компенсаций. Однако, по утверждениям участников пикета, кому-то из вкладчиков вернули менее половины пропавших денег, с кем-то не спешат даже обсуждать возможность компенсации.

Между тем по итогам минувшего года, согласно проведенному среди петербургских риэлторов опросу, 76% сделок на вторичке проводились через ячейку, 22,5% – через банковский аккредитив и 1,5% – через депозит нотариуса.

Инициатор опроса, руководитель расчетных центров «Невский-8» и «Банковский-6» Оксана Нидерман, заявляет, что на протяжении минувшего года на вторичном рынке наблюдался рост интереса к ячейкам, а аккредитивы теряли популярность. «Это происходило в связи с участившимися случаями отзывов лицензий у банков и отсутствием удобных видов договоров для взаиморасчетов за недвижимость», – сообщила эксперт.

Уточним: при отзыве банковской лицензии деньги с аккредитива, скорее всего, вернуть не удастся – они не застрахованы Агентством страхования вкладов. А вот деньги поклажедателя (см. справку БН) из сейфовой ячейки не пропадут. Единственная трудность, с которой может столкнуться клиент, – что доступ к ним закроют на несколько месяцев, на срок процедуры банкротства банка.

Таким образом, для большинства участников сделок на вторичке наиважнейшим становится вопрос, можно ли обезопасить деньги в ячейке от кражи.

Договор дороже денег

Хранение ценностей в индивидуальном банковском сейфе регулируется статьей 922 ГК РФ, которая предусматривает два варианта обслуживания: аренду и ответственное хранение.

В первом случае клиент у банка сейф арендует. Как поясняет руководитель АН «М.А.К.С.И.М.А.-Д» Елена Ильгина, в целом для классификации договоров аренды ячеек подходит градация, предлагаемая на сайте петербургского Единого центра документов. Согласно ей клиенты должны выбирать один из трех видов соглашения: договор аренды сейфовой ячейки индивидуального использования, договор аренды сейфовой ячейки коллективного использования или договор аренды сейфовой ячейки «Эксперт-сейфинг».

При знакомстве с образцами всех трех соглашений бросается в глаза такой пункт: «Арендодатель не располагает сведениями о содержимом сейфовой ячейки и не принимает документы с перечислением имущества». В то же время раздел «Ответственность сторон», где прописывалась бы хоть какая-нибудь ответственность арендодателя, в этих соглашениях отсутствует. Проще говоря, владелец хранилища никакой ответственности на себя брать не желает. Вернуть пропажу физлицо сможет, только если к его аргументам прислушается суд.

Как раз сейчас поклажедатели Промсвязьбанка пытаются подтвердить в судах размеры пропавших сумм документами о стоимости приобретаемого или продаваемого жилья. Сильной их аргументацию не назовешь.

Это не наш случай?

Второй вариант хранения ценностей в индивидуальном банковском сейфе согласно статье 922 ГК РФ – ответственное хранение. «При такой операции помещение денег (ценностей) в ячейку осуществляется клиентом в присутствии сотрудника банка, после чего составляется двусторонний акт приема-передачи, – рассказывают в Банке Зенит. – Последующий доступ к сейфу возможен только в присутствии клиента и банковского сотрудника одновременно. Проверка и пересчет ценностей клиента осуществляется кассовым работником банка в присутствии клиента».

Беда в том, что сегодня в стране круг банков и депозитариев, готовых заключить договор ответственного хранения денежных средств, крайне узок. Например, как пояснили БН в петербургском филиале СДМ-Банка, в Москве такую услугу их банк предоставляет, а в Петербурге – нет. А в Банке Зенит уточняют, что их услуга не подходит для сделок с недвижимостью. Деньги из сейфа под присмотром банковского представителя будет забирать именно тот, кто их туда положил.

Как добавляет глава КЦ «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров, некоторое время назад договоры ответственного хранения оформлялись в одном из отделений петербургского филиала ВТБ 24. Но по какой-то причине банк эту услугу свернул.

Впрочем, Оксана Нидерман сообщила БН о том, что расчетные центры готовы «подкреплять» аренду ячейки договором ответственного хранения денежных средств.

Теоретически еще есть возможность защитить деньги в ячейке от пропажи, застраховав их. В частности, такую услугу по продуктам расчетного центра «Банковский-6» оказывает СК «Либерти Страхование».

Защищен только тем, что предупрежден

Между тем одни сейфовые хранилища города слабо защищены от нападения и похожи, по словам риэлторов, на проходной двор. Другие оборудованы по последнему слову охранных технологий.

«Техническая защищенность наших сейфовых хранилищ сертифицирована по стандартам Центробанка и имеет V класс устойчивости к взлому, – предостерегают злоумышленников в Едином центре документов. – Наше техническое обеспечение хранилищ полностью исключает любое физическое воздействие стихийного и бытового характера на содержимое ячейки. Вся прилегающая территория и депозитарий оснащены приборами видеонаблюдения и обеспечены круглосуточной вооруженной службой безопасности».

Правда, никакие степени защиты не спасут от злого умысла сотрудников хранилища: злоумышленник может каким-то образом получить на руки копии ключей. Тогда пропажа становится труднодоказуемой в принципе.

«Нужно различать ограбление со вскрытием ячеек и пропажу денег из запертой ячейки, – поясняет Николай Лавров. – В первом случае на возмещение средств еще можно рассчитывать, во втором – придется смириться с пропажей».

Таким образом, надежного механизма защиты и возврата пропавших из сейфовой ячейки денег на сегодня, к сожалению, не существует.

Остается надеяться, что депозитарии все-таки начнут массово осваивать работу по договорам ответственного хранения денежных средств. Ведь сегодня постепенно набирает силу спрос на расчеты по сделкам с недвижимостью через депозит нотариуса. И банкиры элементарно рискуют потерять целый рыночный сегмент.

Текст: Игорь Чубаха    Фото: Алексей Александронок