Иск, как свидетельствует официальный портал Арбитража, был подан 25 марта. Дата его рассмотрения пока не определена. Да и в целом предсказать, когда девелопер официально станет банкротом, довольно сложно – такие дела могут рассматриваться годами. Для дольщиков единственного строящегося объекта «Элис» – ЖК «Звезда» на Московском шоссе – ситуация довольно запутанная. Вполне возможно, что завершать строительство дома им придется самостоятельно.
Что с них взять?
Действия СК «Элис» сюрпризом для многих, конечно, не стали. О проблемах компании и трехмиллиардном иске от «Сбербанка» мы писали чуть более месяца назад. Понимая, что рассчитаться с крупнейшим банком страны нет никакой возможности, застройщик ожидаемо сыграл на опережение. Другое дело, как теперь все это отразится на дольщиках.
В соответствии с ФЗ «О несостоятельности…», Арбитражный суд, если не обнаружит признаков фиктивного банкротства, должен будет ввести процедуру наблюдения, задачей которой является сохранение имущества должника, а также составление реестра требований кредиторов. Как правило, процедура длится семь месяцев, после чего суд вводит внешнее управление, отстраняя от руководства топ-менеджмент потенциального банкрота. Финальная стадия процедуры банкротства – конкурсное производство – на этом история юрлица обычно заканчивается.
Для деятельности строительных компаний, привлекающих средства граждан, действуют особые правила. Основное отличие: требования дольщиков или пайщиков удовлетворяются в преимущественном порядке перед основными кредиторами застройщика по денежным обязательствам. Впереди них «в очереди» только сотрудники компании – банкрота, если перед ними есть задолженность по зарплате.
Дольщики ЖК «Звезда» в данном случае могут выбрать одну из трех возможных стратегий, предусмотренных законодательством. Первая – создать свой жилищно-строительный кооператив, которому незавершенный объект (готовый, кстати, приблизительно на 70%) суд передаст в собственность. Но тогда покупателям, уже один раз оплатившим свое жилье, неминуемо придется понести дополнительные расходы – и немалые.
Второй способ – найти компанию, готовую за свой счет достроить объект. Правда, вероятность такого развития событий крайне мала, поскольку все квартиры в ЖК «Звезда» уже реализованы.
Наконец, жильцы могут ничего не достраивать, а попросту потребовать вернуть им ранее уплаченные деньги. Казалось бы, наиболее беспроигрышный вариант, учитывая, что активы стоимостью около миллиарда рублей в собственности СК «Элис» остались. Однако не так все просто.
Все в залоге
Дело в том, что имущество, принадлежащее СК «Элис», находится в залоге у того же «Сбербанка». А это означает, что при его реализации дольщикам достанутся буквально крохи.
«В этом случае банк является залоговым кредитором и имеет преимущество – 60% средств, полученных от продажи имущества, будет направлено ему, 25% – дольщикам, остальные 15% – на погашение текущих расходов по делу о банкротстве, оплату труда и погашение некоторых других требований», – поясняет старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Александра Улезко.
Впрочем, здесь есть варианты. Так, в последние годы сразу несколько дольщиков при банкротстве застройщиков через суд пытались доказать, что и они сами являются залоговыми кредиторами и, значит, могут претендовать на бóльшую долю средств, вырученных от продажи имущества. Причем делали это довольно успешно.
Ситуация усложняется еще и тем, что до конца не ясно, кто является конечным бенефициаром СК «Элис». В городских СМИ ранее назывались фамилии Вадима Штерцера и Андрея Брындикова (гендиректор компании). Между тем, источник в «Сбербанке» рассказал БН, что «в настоящее время позиционируют себя в качестве руководителей ГК “Элис” Илья Родионов и Максим Вайнберг, они же ведут переговоры с дольщиками и кредиторами, но при этом никаких попыток спасти бизнес и произвести реструктуризацию задолженности не предпринимают».
Известно, что ранее Максим Вайнберг являлся исполнительным директором московского ювелирного холдинга «Адамас», которому также грозит банкротство. Илья Родионов – фигура непубличная и о его деятельности на сегодняшний день мало что известно.
Отметим, что громких банкротств известных застройщиков в Петербурге не было уже около пяти лет. В основном несостоятельными признавали компании, которые не имели недостроенных объектов. Впрочем, примеры «СУ-155» и ГК «Город» показывают: чтобы покупатель жилья превратился в обманутого дольщика, банкротство девелопера совершенно необязательно.