Налицо политический ребус – «квадратура круга», поскольку по закону проведение референдума в год парламентских или президентских выборов невозможно. Но «де факто» плебисцит все же состоялся: большинство избирателей, отдавших голоса за «единороссов», голосовали конкретно «за Путина». Понятно, что юридических последствий этот выбор не имеет. Но есть последствия политические.
Сегодня головной болью всех озабоченных политологов является вопрос о том, «кем» именно станет Владимир Путин в будущей структуре верховной российской власти. От ответа на этот вопрос, по общему мнению, напрямую зависит и то, какой в результате будет сама эта будущая власть. Тема, действительно, интересная. Однако мне представляется куда более важным иное наблюдение: голосуя «за Путина», многие россияне вовсе не «выбирали». А если и выбирали, то вовсе не «власть».
Те, кто смотрел телевизор в ноябре, не могли не заметить, что вся предвыборная пропаганда партии «единороссов» строилась на противопоставлении: сначала беспросветные «девяностые» годы – затем обнадеживающие «нулевые». Параллельно этому выстраивался и соответствующий «образ врага». Сравнение нарочито жесткое: вопрос лишь в том, научились ли россияне за все эти годы сравнивать?
Всем памятна сцена долгожданного распития пива из кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», когда Вицин, сделав первый глоток, говорит: «Жить хорошо!», а Никулин тотчас же добавляет: «А хорошо жить - еще лучше». Быть может, в этом «уточнении» и состоит современная «русская мечта» или, как выражаются «единороссы», «План Путина». В общенародном его понимании.