По итогам прошедшего 10 марта Городского штаба по перспективному развитию метрополитена в Петербурге вице-губернатор Игорь Албин откровенно рассказал о том, что в Смольном пока бессильны разрешить патовую ситуацию с завершением строительства Фрунзенского радиуса. Парадоксально, но факт: сами метростроевцы готовы запустить станции «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Шушары» в декабре 2017 года, но чиновники помочь им не в состоянии.
Исчерпанные лимиты
Всю вину за довольно нелепую ситуацию и нынешние чиновники Смольного, и руководство «Метростроя» сваливают на предшественника Игоря Албина Марата Оганесяна. И, вполне возможно, небезосновательно. Именно он в свое время урезал расходы на строительство сразу на 37%. Были и другие довольно странные инициативы: например, право на создание проектной и рабочей документации было передано московской организации, слабо знакомой с петербургскими грунтами. Из-за этого темпы работ по прохождению тоннелей сильно замедлились.
Затем строительство вновь остановилось – на сей раз из-за того, что «Метрострой» слишком быстро исчерпал лимит финансирования на 2015 год. Эту проблему тогда временно уладили, выделив генподрядчику дополнительные средства из бюджета на текущий год. И вот теперь ситуация предсказуемо повторилась: все средства, выделенные на Фрунзенский радиус в 2016-м, «Метростроем» уже освоены. Таким образом, строить дальше компании придется фактически бесплатно, что, разумеется, она себе позволить не может.
При этом тоннели давно пройдены, все три станции готовы приблизительно наполовину, и доделать все к декабрю 2017-го «Метрострою», по словам его руководителя Вадима Александрова, не составило бы труда. Но без денег сделать это не получится. Игорь Албин оптимизма также не излучал.
«Декабрь 2017 года – под большим вопросом, лимитов на Фрунзенский радиус больше нет. Возможно, удастся решить проблему с помощью авансов, но уверенности нет», – посетовал он.
Таким образом, более реальным развитием событий выглядит открытие трех новых станций в южном Купчино в декабре 2018 года. Собственно, именно такой срок и указан в действующем госконтракте. Другое дело, что не воспользоваться возможностью открыть их раньше будет довольно обидно. Особенно для самих жителей Фрунзенского района.
Небольшое отставание
Особое внимание в Смольном уделяют строительству продолжения Невско-Василеостровской линии – ключевому элементу обеспечения транспортной доступности стадиона на Крестовском острове. Этот проект задерживать никак нельзя – станции «Новокрестовская» и «Беговая» должны войти в строй в марте 2018 года, чтобы до чемпионата мира по футболу (пройдет в июне-июле того же года) успеть их протестировать.
Здесь также есть отставание от графика. Проходка двухпутного тоннеля, как выяснилось, началась с задержкой. Кроме того, на пути метростроителей встали валуны, из-за которых щит приходилось уже несколько раз ремонтировать, а также погода – немецкое оборудование не может работать при температуре ниже минус 18 °C, а в январе в городе стояли суровые морозы. В итоге производственная программа на зиму выполнена всего на 70% – строители не успели пройти порядка 180 метров тоннеля.
Однако и метростроевцы, и чиновники не сомневаются, что это отставание можно ликвидировать буквально за пару месяцев. Тем более, что проблем с финансированием на этом объекте нет никаких (часть расходов взял на себя федеральный бюджет). Игорь Албин даже предложил строителям увеличить лимит на 2016 год с нынешних 15,7 млрд руб. до 18 млрд руб. – за счет авансирования. К январю 2016-го «Метрострой» должен сделать 58% всех работ, но при наличии дополнительных средств сможет, видимо, и перевыполнить план.
Что касается еще двух строящихся веток петербургской подземки, то с ними ситуация за последнее время не претерпела серьезных изменений. Работы здесь идут так, как и должны, и открыть продолжение Лахтинско-Правобережной линии от «Спасской» до «Горного института» планируется в ноябре 2019 года, а Красносельско-Калининскую линию (точнее, ее первые станции – «Юго-Западную» и «Путиловскую») – в 2022-м.