Ресторанный цикл в новогодние праздники делится на три этапа – корпоративный (до 30 декабря включительно), собственно новогодний (31 декабря) и каникулярный (с 1 по 10 января нового года).

Первый этап – корпоративные вечеринки. Прайм-тайм у ресторанов в этом году приходится на 21 и 28 декабря – предпоследнюю и последнюю пятницы перед Новым годом. Есть рестораны-рекордсмены, места в которых на эти даты проданы еще в конце лета – начале осени, но их немного. Клиенты, которые опоздали сделать заказ, сейчас активно бронируют залы на любые дни начиная с 10 декабря.

Основная проблема, с которой сталкиваются во время  празднования Нового года рестораторы, – организация достойной культурно-развлекательной программы.

Желающих отметить Новый год в компании коллег не останавливает то, что стоимость банкетной программы постоянно растет и в разных местах составляет от 50 до 100 евро на человека.

Корпоративный период – это время вместительных ресторанов. Фирмы, которые могут выделить определенный бюджет на проведение крупной вечеринки как правило имеют штат от ста человек. Далеко не каждая точка общепита может похвастаться наличием банкетного зала, вмещающего так много гостей. По оценкам Николая Щербакова, президента Национальной академии гостеприимства, средний зал в Петербурге рассчитан на 55–75 человек, в то время как наибольшим спросом пользуются помещения на 150 человек и более.

Особую популярность имеют престижные заведения с удачным местоположением. Ресторан, пусть и с небольшим залом, но расположенный вблизи от Невского проспекта, имеет больше шансов быть востребованным для корпоративной вечеринки, чем просторная «стекляшка» в спальном районе.

Второй этап – самый торжественный. Хотя в России пока не укоренилась традиция встречать Новый год в ресторане всей семьей, включая детей, спрос на празднование новогодней ночи в уютном месте достаточно высок. Основная проблема, с которой сталкиваются в это время рестораторы, – организация достойной культурной программы. Цены на услуги профессиональных артистов в новогоднюю ночь стремительно увеличиваются с каждым годом. И сэкономить на этом невозможно – заплатив немалые деньги за билет, публика не желает видеть самодеятельность. Кроме того, в калькуляцию закладывается двойной тариф для обслуживающего персонала. Многие рестораторы говорят о том, что, если тенденция сохранится, празднование новогодней ночи грозит стать нерентабельным.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Александра Гридина,
заместитель директора Института ресторанных технологий

Ноябрь и декабрь – традиционно лучшие месяцы для рестораторов. А последние две недели перед Новым годом – самое жаркое время. Это и привычная дневная нагрузка и корпоративные банкеты по вечерам. Однако не всем рестораторам удается хорошо продать эти две корпоративные недели. Залог успеха продаж – удачная реклама заведения на тематических порталах в период, когда практически все озадачиваются поиском места (октябрь, ноябрь), раскрученность самого заведения, и, конечно, не слишком высокая цена.

В итоге в нынешнем году часть заведений отказалась от празднования новогодней ночи вовсе, а в точках, все же рискнувших организовать культурную программу на Новый год, наиболее демократичные расценки. Это в основном небольшие ресторанчики и кафе.

По уверениям экспертов, все они находят своего клиента. В стоимость новогодних билетов как правило входят полный ужин (с возможностью выбора блюд), безалкогольные напитки, спиртное, а также развлекательная программа. По мнению Антона Мухина, генерального директора ресторанной управляющей компании «Общепит СПб» (торговые марки «Мариус», «Бухарин», «Лапша»), в этом году цена подобных предложений не будет опускаться ниже 3,5 тыс. руб. Что же касается опыта предыдущих лет, то, по данным Национальной академии гостеприимства, стоимость новогоднего билета год назад варьировалась от 2 до 4 тыс. руб. (в  ресторанах со средним чеком в 1 тыс. руб.) и достигала 30 тыс. руб. в заведениях более высокого уровня (с чеком до 3,5 тыс. руб.). К прошлогодним рекордам можно отнести самые дешевые новогодние билеты по 500 руб., а также самые дорогие – по $2,5 тыс.

В зависимости от пожеланий заказчика торжества Любопытно, что, по уверениям Александра Ремизова, директора филиала ООО «Росинтер Ресторантс» в Санкт-Петербурге (торговые марки «IL Патио», «Планета Суши»), семейные рестораны с постоянной хорошей наполняемостью не нуждаются в том, чтобы искать корпоративных клиентов. Если в таких заведениях и происходят какие-либо вечеринки, то скорее по инициативе клиентов. В то же время, в отличие от многих, эти рестораны не отказываются от празднования новогодней ночи, в котором тоже по экономическим причинам не особенно заинтересованы. В этом случае на первый план выходит имиджевая составляющая.

СПРАВКА «ДН»:

Стоимость празднования Нового года в некоторых ресторанах Петербурга (включает стандартный набор закусок и спиртного):
«Русская рыбалка» – 4 500 руб.
«Олива» – 4 900 руб.
«Карл и Фридрих» – от 5 500 руб.
Hermitage Cafe – 7 500 руб.

Источник: собственные данные

Кейтеринг на подъеме

Надо отметить, что в последнее время заказчики все чаще предпочитают организовывать праздник, прибегая к помощи кейтеринговых компаний. По наблюдению Александры Гридиной, заместителя директора Института ресторанных технологий, в большинстве случаев решающим фактором в этом вопросе оказывается жажда зрелищ. Рестораны кроме организации питания могут предложить гостям только музыкальное сопровождение, профессиональные же кейтеринговые компании специализируются на организации праздника «под ключ» (с развлекательными программами, выступлениями артистов, тематическими костюмами и декорациями). Поэтому очень часто люди, ответственные за проведение новогодних вечеринок, останавливаются именно на комплексных предложениях.

В зависимости от пожеланий заказчика торжества могут проходить и на территории самих предприятий, и в банкетных залах. Для проведения выездного праздника могут также использоваться исторические залы, расположенные в центре города, с интересными интерьерами. Заказчики часто выбирают для новогодних вечеринок территории дворцов, усадеб, музеев. Но поскольку подобных площадок не так много, приходится заранее, едва ли не в начале осени, бронировать необходимые помещения.

Кроме того, новогодние праздники часто проводят в клубах, культурных центрах, боулингах, бильярдных, стрелковых комплексах, на пришвартованных теплоходах, а также в концертных залах, театрах, библиотеках, комнатах смеха и прочих местах, которые сдаются в недолгосрочную аренду и могут показаться интересными заказчику.

Завершает череду праздничных мероприятий третий новогодний этап, попадающий в промежуток между 1 и 10 января, который Антон Мухин назвал «итальянским». Это время, когда отметить праздник в приятной обстановке встречаются большие семьи с детьми, дальние и близкие родственники, друзья, которые давно не виделись. В этот период наибольшим спросом пользуются уютные заведения с удобным местоположением (совсем не обязательно в центральных районах), актуальным становится наличие в ресторане детской комнаты. Эксперты отмечают, что итальянский этап – пик востребованности ресторанов среднего сегмента. Потому что посетители заведений, предпочитающих уровень выше среднего, первую декаду января проводят как правило за пределами города – в теплых странах либо на горных курортах.

Следовательно, в отличие от декабря, когда рестораны могут получить как минимум двойную прибыль от обслуживания корпоративных праздников, январь для рестораторов уже не столь прибылен.

Рост заполняемости

Отельный бизнес в период новогодних торжеств также получает неплохую прибыль – но аудитория тут иная, нежели в ресторанах и кафе.

Еще не так давно большую часть гостей Петербурга составляли туристы, посещающие город в летние месяцы, когда климат более благоприятен, – в период с мая по октябрь включительно. В это время многие гостиницы были полностью заняты. В зимние месяцы, с ноября по апрель, уровень заполняемости падал и спрос определялся в основном бизнесменами, приезжающими с деловыми целями, и российскими туристами, которые в состоянии заплатить льготную цену.

Губернатор города Валентина Матвиенко заявила, что к 2010 году гостиничный номерной фонд в Петербурге возрастет на 50%.

Однако в последние годы наметилась новая, весьма приятная для Петербурга как туристического центра, тенденция. Сформировалась еще одна горячая пора для петербургских отельеров – длинные новогодние праздники.  Если обычно средняя заполняемость отелей в «низкий» сезон составляет 45–50%, то в новогодние праздники петербургские гостиницы бывают заполнены на 70–75%, что приближается к показателям «высокого» сезона. На фоне упорно повышающихся цен на новогодние туры, в том числе и по России, Петербург по-прежнему остается весьма привлекательным местом встречи Нового года как для иностранных туристов, так и для наших соотечественников.
Среди иностранцев не принято встречать Новый год вдали от дома, потому в Город на Неве они начинают в массовом порядке съезжаться к православному Рождеству.

В то же время, по словам вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, за последние 2–3 года наблюдается стабильный 15–20%-ный рост заполняемости петербургских отелей за счет россиян. Причем едут к нам не только москвичи, для которых встреча Нового года в Петербурге стала доброй традицией, но и жители Средней России, Сибири и даже Урала. Причем стоимость такого предложения вполне гуманна – нижняя ценовая планка находится в пределах 200 евро. В эту сумму входит размещение в отелях уровня «3 звезды», питание и экскурсионная программа. За дополнительную плату туристам предлагают отпраздновать наступление Нового года в ресторане отеля.

Светят неплохие деньги

Специалисты туристического бизнеса отмечают, что несомненное влияние на приток гостей оказала в первую очередь городская программа «Светлый город». «Удачно подсвеченные здания исторического центра работают на имидж города эффективнее, чем любые рекламные бюджеты, – уверяет Сергей Корнеев. – Как бы ни были хороши петербургские отели, туристы все же едут смотреть город, а Петербургу в последнее время есть что показать. К примеру, посетившие недавно Северную столицу представители ведущих немецких туроператоров были в восторге от центра города и сравнивали его с бриллиантом».

Среди петербургских компаний формируется мода на корпоративные Отмечают специалисты и явно возросший уровень организации новогодних гуляний. «Как бы ни относились горожане к идее катка на Дворцовой площади, для туризма появление этого народного развлечения в самом центре Петербурга, рядом с Эрмитажем, – явный плюс», – заметил Сергей Корнеев.

Эксперты отмечают еще одну любопытную тенденцию. Среди петербургских компаний формируется мода на корпоративные новогодние празднования с размещением в отелях. Услуга ориентирована на тех заказчиков, которых не прельщает перспектива уезжать домой сразу после вечеринки. Такое предложение тут же стали активно продвигать крупные и мелкие гостиницы, имеющие хорошие рестораны. В комплекс услуг входит корпоративный банкет, предоставление номеров со скидкой здесь же, в отеле, завтрак и поздний выезд.

А вот пансионаты Ленобласти, которые в прежние годы были забиты до отказа в зимние месяцы, сейчас из-за постоянного повышения цен на услуги вынуждены заманивать туристов спецпредложениями. Встретить Новый год в только что построенном или отремонтированном по евростантарту доме отдыха или коттедже можно не менее чем за 15–20 тыс. руб. с человека, и петербуржцы, в прошлом основные клиенты пансионатов, уже поняли, что за такие деньги лучше отдыхать за границей, к примеру в соседней Финляндии.

Успехи петербургских отельеров воодушевляют городское правительство. Губернатор города Валентина Матвиенко заявила, что к 2010 году гостиничный номерной фонд в Петербурге возрастет на 50%. Она отметила, что в настоящее время в разработке находится 145 проектов гостиниц. В период традиционного туристического пика, связанного с новогодними праздниками, планы властей по увеличению количества гостиничных мест в городе выглядят вполне обоснованными. Однако специалисты не столь оптимистичны. По оценкам экспертов, рост внутреннего и международного въездного туризма не будет пропорционален увеличению числа номеров, доступных для бронирования. Кроме того, нельзя забывать о проблеме заполняемости гостиниц Петербурга в «низкий» сезон. На этом фоне увеличение количества отелей может привести к тому, что они будут частично пустовать.

Текст: Елена Корсунская