У этих двух окраинных спальников много общего. Оба расположены во Всеволожском районе Ленинградской области, буквально в паре километров от съездов с кольцевой автодороги, но довольно далеко от метро. Оба строятся на окраинах ничем не примечательных поселков городского типа, сложившихся еще в советскую эпоху. Оба со временем обещают вырасти в крупные окраинные микрорайоны. Однако при ближайшем знакомстве можно разглядеть некоторые различия, важные при выборе места жительства.
Янино: самое загруженное шоссе
Янино – поселок Заневского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области, расположен сразу за КАД, на Колтушском шоссе. Он включает в себя две деревни: Янино-1 и Янино-2.
Янино-1 обладает более-менее сложившейся социальной и торговой инфраструктурой и теоретически должен быть интересен застройщикам. Но долгое время они обходили населенный пункт вниманием – вероятно, из-за планов построить здесь мусороперерабатывающий завод, от которых власти отказались в 2011 году.
Летом 2013 года компания «Ленстройтрест» дала старт новому этапу в развитии Янино – приступила к строительству первой очереди крупного комплекса «Янила кантри». Согласно первоначальным планам застройщика, к 2019 году на 42 га должны появиться 43 дома на 269 тыс. кв. м жилья.
В последующие два года на пустующих землях между двумя Янино началась реализация еще нескольких крупных проектов – ЖК «Новое Янино» от компании «ЦДС», ЖК «Янино парк» от «СУ-155» и ЖК «Ясно. Янино» от «КВС». В 2015 году разрешение на строительство ЖК «Яркий» в границах Янино-1 получил застройщик Normann.
Пока в Янино-1 новоселов немного: к концу 2015 года на территории поселка сдано чуть более 1700 квартир в двух небольших жилых комплексах и в восьми домах первой очереди масштабного «Янила кантри». Но на стадии строительства находятся еще с десяток объектов на 9,1 тыс. квартир.
В совокупности, по планам застройщиков, в течение десяти лет в Янино должно было появиться около 2 млн кв. м нового жилья. Это около 80 тыс. новых жителей. Но жизнь внесла некоторые коррективы: самый крупный проект, ЖК «Янино парк» на 1,1 млн кв. м, заморожен из-за проблем компании-застройщика «СУ-155». Пока ищут варианты достройки 70 тыс. кв. м жилья (1440 квартир).
«Ленстройтрест» также пересматривает свои планы. В компании сообщают, что готовы продать 12 га земли под жилищную и 2 га под коммерческую застройку. То есть площадь «Янилы кантри» сократится более чем на четверть.
Янино, в отличие от других пригородных территорий Всеволожского района, застраивается сравнительно невысокими многоэтажками, в основном не выше 12 этажей. Отдельные доминанты в Jaanila country достигают 14 этажей.
Целостное решение застройки с выделением общественных зон – под площади, парки, крупные торгово-развлекательные центры, которые смогли бы стать системообразующими местами нового микрорайона, – отсутствует. Но отдельные комплексы спроектированы интересно и с выдумкой.
Судя по эскизу, именно такой проект был подготовлен голландским архитектурным бюро KCAP Architects & Planners для «Янилы кантри»: с большим количеством спортивных и детских площадок, велодорожек, скверов и газонов. Для любителей прогулок на природе большим плюсом может стать расположенный рядом Ржевский лесопарк – огромный лесной массив площадью около 1,7 тыс. га.
Новоселы уже испытывают дефицит социальных объектов. Сейчас в Янино-1 имеются амбулатория, школа, детский сад, почтовое отделение – все в единственном экземпляре. В ЖК, построенных в прошлые годы на территории поселка, социалки нет. Но микрорайон, растущий в бывших полях между Янино-1 и Янино-2, проектировался и утверждался в более поздние годы. К этому времени власти Ленобласти, заняв принципиальную позицию, требовали от застройщиков включиться в региональную программу «Соцобъекты в обмен на налоги». Потому детские сады и школы предусмотрены во всех ЖК в соответствии с региональными нормами строительства.
Коммерческая инфраструктура для населенного пункта в 5 тыс. жителей развита неплохо: есть небольшой торговый центр с кафе, сетевые супермаркеты. Остро не хватает только отделения Сбербанка. Но за развлечениями и спортом придется ездить либо в Петербург, либо в обратную сторону – в Колтуши и Всеволожск.
Строительство спорткомплекса с ледовой ареной в генплане поселения предусмотрено, но в туманной перспективе «до 2035 года».
До выезда на КАД от самых удаленных новостроек Янино рукой подать – менее 4 км. До ближайшей станции метро, «Ладожской», тоже недалеко, около 9 км. Но Колтушское шоссе уже сейчас из-за нескончаемого потока фур, идущих в логистический центр «Янино», является самой перегруженной региональной дорогой Ленобласти. Проблему может решить расширение автотрассы с двух до четырех полос и строительство объезда из Колтушей во Всеволожск.
Проект расширения Колтушского шоссе в районе Янино с последующим уходом в сторону Всеволожска уже разработан. Объект внесен в региональные планы строительства.
Бугры: без школы, но с моллом
Поселок Бугры находится сразу за развязкой кольцевой автодороги и проспекта Культуры. До недавнего времени строительство велось в самом населенном пункте, в непосредственной близости к хрущевкам и брежневкам. В прежние годы здесь были введены в эксплуатацию жилые комплексы от компаний «ЦДС», «Патриот», «ПромСервис» в общей сложности на 2,5 тыс. квартир. И четырехтысячное население Бугров практически удвоилось.
В середине 2014 года компания «ЦДС» приступила к осуществлению самого грандиозного бугровского проекта – ЖК «Новые горизонты». Новый микрорайон должен вырасти к северу-востоку от поселка, на месте бывших совхозных полей. В жилом комплексе предполагается построить 450 тыс. кв. м, или более 10 тыс. квартир. Пока в данном ЖК и расположенных рядом новостройках на разных стадиях строительства находятся корпуса примерно на 3 тыс. квартир.
Рядом реализуются менее амбициозные проекты: ЖК «Морошкино» от компании Normann (чуть более 3 тыс. квартир) и ЖК VillaHills от застройщика VillaDevelopment.
В 2015 году на стройплощадку вышел застройщик «Пантикапей» с намерением к 2030-му построить рядом с Буграми новый город-спутник Евроград на 15-20 тыс. жителей. Утвержденной документации пока нет, так что темпы и масштабы строительства оценить сложно. Но даже без учета этого проекта, если девелоперы реализуют все озвученные планы, к 2020 году население Бугров вырастет как минимум до 30 тыс. человек.
Жилые комплексы, строящиеся в Буграх, относятся преимущественно к эконом-классу. Соответственно, архитектурными изысками здания не блещут: в основном это лаконично решенные многоэтажки высотой 16-25 этажей. На этом фоне приятно выделяются уже сданный ЖК «Забугорье» (корпуса высотой восемь – десять этажей) и строящийся ЖК VillaHills. Этот комплекс на северной окраине поселка наконец-то будет, как и положено пригородному кварталу, малоэтажным – дома с ярко окрашенными фасадами не поднимутся выше пяти этажей.
До нашествия застройщиков небольшому поселку хватало одного детского сада, одной школы на 400 учеников и амбулатории. С вводом в эксплуатацию первых новостроек начались проблемы – школа перешла на двухсменную работу, в детский сад образовалась очередь, лечебное учреждение не справляется с потоком пациентов. Власти области обещают в перспективе расширить здание школы и удвоить количество учащихся. Но когда это будет сделано, неизвестно. Перспективы строительства собственной поликлиники в Буграх вовсе туманны.
С 2014 года все крупные жилые комплексы проектируются с социальными объектами в соответствии с региональными нормативами. Так, в «Морошкино» построят детский сад, в «Новых горизонтах» – три детских дошкольных учреждения и одну школу. Однако проблема в том, что первые очереди жилья будут сданы и заселены раньше, чем появятся соцобъекты.
Остальная инфраструктура в Буграх развита неплохо. Помимо магазинов у дома, есть несколько сетевых супермаркетов. За несколько минут на маршрутке или на машине можно добраться до двух крупных торгово-развлекательных центров: «Северный молл» и «МЕГА Парнас».
По сравнению с другими активно застраиваемыми пригородами транспортная ситуация в Буграх пока некритичная. Проехать из поселка в Санкт-Петербург можно по Шоссейной улице, пересекающей весь населенный пункт с юга на север. От самых отделанных новостроек до въезда на КАД или на проспект Культуры примерно 1,5 км.
Без пробок за четверть часа городскими автобусами или маршрутками можно доехать до четырех станций метро – «Парнас», «Девяткино», «Гражданский проспект», «Проспект Просвещения». Но в часы пик транспорт в южной части Бугров еле движется.
Много лет ведутся разговоры о ветке метро до Бугров, которая принципиально изменила бы транспортную ситуацию и предотвратила коллапс после разрастания поселка до размеров города. Однако на перспективной схеме развития до 2025 года, размещенной на официальном сайте петербургского метрополитена, данная станция не значится.
Выводы: одно другого стоит
У каждой из описанных территорий есть свои достоинства и недостатки. Из Бугров пока намного проще добраться до метро и центра Петербурга. Зато в Янино нет такой жесткой проблемы с перегруженностью школы. От Бугров рукой подать до крупных торгово-развлекательных центров. Зато из Янино можно дойти до лесопарка или доехать за несколько минут до симпатичных Колтушей – там тоже есть где погулять. В общем, очевидного преимущества нет ни у одной из рассмотренных локаций. Выбор между двумя новыми микрорайонами будет зависеть от приоритетов и предпочтений покупателя.