Выход строителей на первую намытую площадку ожидается в конце текущего года. Руководство ООО «УК «Морской фасад» обещает, что круизные лайнеры будущий пассажирский порт примет уже в следующем году.

Намыв грунта и строительство первого в России морского пассажирского терминала – лишь первая фаза реализации грандиозного проекта, названная «Фаза Центр». В 2010 году, по планам УК, будет закончен намыв в южной части Невской губы. Здесь Васильев-ский остров прирастет площадью 150 га. Этот участок будет отведен преимущественно под общественно-деловые объекты. В том числе в «Фазе Юг» не исключено строительство «доминанты» – небоскреба высотой около 300 м.

В период с 2010 по 2012 годы УК намерена реализовать «Фазу Север» – последние 150 га намыва. Северную часть приростка Невской губы отдадут преимущественно под жилье. По словам главы КГА Александра Викторова, новый жилищный фонд на намывных территориях составит 1,521 млн кв. м. Ориентировочно жилая застройка займет около 85,4 га новой территории; под общественно-деловую застройку, по проекту планировки, отводится 65,7 га. Площадь зеленых насаждений составит 18,5 га. Улично-дорожных сетей – 204,4 га.

В результате намыва общая площадь Петербурга увеличится примерно на 415 га. Кроме предполагаемой 300-метровой высотки, на новой земле может появиться еще несколько 200-метровых небоскребов. По крайней мере, они представлены в проекте американской компании Gensler, выигравшей конкурс на разработку планировочного решения. На прошедших недавно общественных слушаниях, посвященных намыву, проблема высотности зданий обсуждалась особенно остро. Речь шла о разрушении небоскребами сложившихся визуальных осей, определяющих исторический облик города. Однако советник президента УК «Морской фасад» Олег Харченко уверяет, что при грамотном размещении небоскребов традиционные визуальные доминанты можно оставить нетронутыми.

Главный архитектор ГУ «НИиПЦ Генплана СПб» Юрий Бакей считает опасения по поводу «леса небоскребов» излишними. По его словам, максимальная высота зданий составит не более 120 м (около 40 этажей), но в основном будут строиться 18-этажки. И без пары-тройки небоскребов среди них, разумеется, не обойтись.

Другой «подводный камень» на пути намыва – обеспечение транспортной доступности между новой землей и городом. По словам Александра Викторова, плотность застройки будет такой, какой до сих пор в Петербурге не было. Возрастет и число жителей района, располагающих личным автотранспортом, и поток туристов, прибывающих на круизных лайнерах. До 2010 года Васильевский остров мог бы задохнуться в пробках, если бы рядом не шла реализация другого стратегического проекта – Западного скоростного диаметра.

Остается надеяться, что обе масштабные стройки, реализующиеся при участии федерального бюджета и под контролем Правительства РФ, будут окончены в заявленные сроки.

СПРАВКА «ДН»:

Согласно распоряжению Правительства РФ, подписанному премьер-министром Михаилом Фрадковым 5 декабря 2005 года, участок Невской губы западнее Васильевского острова площадью 476 га переведен из состава земель федерального водного фонда в земли поселений и передан в собственность Петербурга.
8 июня 2006 года Фонд имущества провел торги на право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для комплексного освоения территории Невской губы.
Победителем стала компания «Терра Нова» (структура УК «Морской фасад»), заплатившая за лот $5,355 млн (начальная цена – $5,1 млн).

Источник: собственная информация

Текст: Вячеслав Березниченко