Южнее кольцевой автодороги, на окраинных землях Петербурга и на бывших сельхозугодьях Ленобласти, быстрыми темпами растут новые микрорайоны. Проекты комплексного освоения территорий похожи друг на друга только на первый взгляд. Если присмотреться внимательнее, каждый из них обладает своими особенностями, достоинствами и недостатками.
Шушары: догоняющее развитие
В центре нашего внимания – наиболее быстро застраиваемая многоэтажками часть Шушар, непосредственно прилегающая к одноименному поселку и расположенная через железную дорогу и автотрассу от промзоны «Шушары». Это одна из первых территорий массового строительства на окраинах Петербурга: застройка 206 га земли началась в 2008 году. С тех пор четыре застройщика передали новоселам более 11 тысяч квартир. Еще столько же жилья запроектировано в домах, которые должны быть готовы до конца 2018 года.
Основной «творец» новой территории – компания «Дальпитерстрой», у которой в портфеле остаются свободные участки для дальнейшего строительства. Но в этом году компания «Лидер Групп» собирается начать освоение 100 га, расположенных западнее дальпитерстроевских домов. В перспективе этот застройщик намерен возвести 1,1 млн кв. м жилья.
Если анонсированные планы всех компаний воплотятся в жизнь, население Шушар вырастет до 90 тысяч человек (по данным переписи 2010 года в поселке проживало 22,6 тысячи).
Красотой нью-Шушары не блещут. Однообразные строения высотой 9-24 этажа плотной стеной обступили некогда уютный поселок со среднеэтажной застройкой, просторными зелеными дворами, храмом и сквером в центре. Между новостройками не создано зеленых зон и даже недостаточно места для парковки автомобилей – они теснятся на тротуарах.
Плохо спланированная застройка сделала Шушары общегородским отрицательным примером катастрофического отставания социальной инфраструктуры от жилищного строительства. Два года назад жители даже писали письмо президенту Путину.
С тех пор положение улучшилось. В ноябре 2015 года «Дальпитерстрой» сдал общеобразовательную школу на 1125 учащихся – самую большую в Петербурге. Введены два детских сада, в планах еще два. Торговая инфраструктура в поселке постепенно развивается.
Как ни парадоксально, находящийся в окружении крупных автомагистралей островок, коим являются Шушары, испытывает транспортные проблемы. Оба выезда из жилмассива – в сторону Петербурга и на Московское шоссе – часто стоят в часы пик. Но к июлю обещают открыть новую развязку КАД и Витебского проспекта.
Безлошадные жители Шушар добираются маршруткой или автобусом до станций метро «Звездная», «Московская» или «Купчино». Сторонники здорового образа жизни могут пройти 2,5 километра до «Купчино» пешком. Альтернатива – электрички: до Витебского вокзала ехать всего 18 минут. Поезда ходят с интервалом в 20-30 минут.
Новогорелово: три в одном
Рядом с развязкой кольцевой автодороги и Таллинского (Красносельского) шоссе, южнее Волхонского шоссе, располагаются сразу три жилых комплекса: «Дудергофская линия-3» и «Новогорелово» от компании «ЛенРусСтрой», недавно начатый «Ветер перемен» – от застройщика «Газпромбанк-Инвест».
Строго говоря, расположенные бок о бок кварталы относятся к разным населенным пунктам, а в каком-то смысле даже к разным регионам. ЖК «Дудергофская линия-3» находится в поселке Горелово Ломоносовского района Ленинградской области. Но из-за того что новые дома вплотную примыкают к Красносельскому району Петербурга и подсоединяются к городским коммуникациям, соседние субъекты федерации еще в 2011 году договорились о передаче 24 га областной земли городу. Юридически процесс пока не завершен.
Жилые комплексы «Новогорелово» и «Ветер перемен» отделены от первого ЖК только улицей Коммунаров. Но относятся к поселку Новогорелово. Эту землю передавать Петербургу соседний регион не намерен, а значит, жители в любом случае могут рассчитывать только на областную регистрацию. Несмотря на юридический казус, все новостройки воспринимаются как единая локация.
Строительство «Дудергофской линии-3» завершено, хотя один из 13 домов пока еще не сдан в эксплуатацию. В комплексе более 10 тысяч жителей.
В Новогорелово участок площадью 66,5 га осваивает пул компаний. Более половины территории принадлежит «дочкам» компании «ЛенРусСтрой», которые, согласно проекту, собираются к 2025 году построить здесь новый микрорайон из трех жилых кварталов для 14 тысяч человек.
В ЖК «Ветер перемен» пока в продаже два дома первой очереди. Предполагается, что квартал будет состоять из двенадцати 16-этажных корпусов, в которых разместится еще с десяток тысяч жителей. Таким образом, в трех соседствующих ЖК в перспективе поселятся 45-50 тысяч человек.
Архитектурными и планировочными изысками ни один из жилых комплексов не блещет. Они представляют собой типичные окраинные спальники из однотипных многосекционных монолитно-панельных зданий высотой в 16-17 этажей. Обеспеченность социалкой пока весьма посредственная. В поселке Горелово работают начальная и средняя муниципальные школы и детские сады, но после заселения домов «Дудергофской линии-3» места в них стали острым дефицитом. В самом ЖК инфраструктура более чем скромная – в эксплуатацию введен только детский сад и медицинский центр.
Два следующих жилых комплекса проектировались более продуманно. В них предусмотрены детские сады, школы, поликлиники. Кроме того, в «Ветре перемен» обещают построить торговый центр, а в «Новогорелово» – спортивно-оздоровительный комплекс. Магазины, парикмахерские, аптеки, фитнес-центр и даже крупный гипермаркет – все это имеется в Горелово уже сейчас.
От южных домов строящихся микрорайонов до выезда на кольцевую автодорогу – не более километра. Но Таллинское шоссе перед выездом на КАД нередко стоит в пробках. Жителям без машины придется добираться на маршрутке или автобусе по тому же перегруженному шоссе до ближайших станций метро – «Автово» или «Проспект Ветеранов». Путь в девять километров в часы пик может оказаться очень долгим.
Кроме того, в Горелово есть железнодорожная станция, от которой на электричке за полчаса можно доехать до Балтийского вокзала – безо всяких пробок. Но до нее от крайних домов «Дудергофской линии-3» около двух километров, а от дальних корпусов «Новогорелово» и «Ветра перемен» – более трех.
У Красносельского шоссе: самодостаточные кварталы
Жилые комплексы «Новоселье: Городские кварталы» от компании «Новоселье» и «NewПитер» от «Строительного треста» располагаются в Ломоносовском районе Ленинградской области в непосредственной близости от КАД: первый – к западу, второй – к востоку от Красносельского шоссе.
В феврале 2013 года за освоение своего участка, вплотную прилегающего к поселку Новоселье, принялась УК «Новоселье». Проект представляет собой «город в городе», состоящий из пяти кварталов. К январю 2016 года первым жильцам было передано около 400 квартир, еще почти 700 находятся на разных стадиях строительства. В общей сложности на участке почти в 500 га, по планам застройщика, к 2026 году будет построено 1,5 млн кв. м жилья. То есть в новом микрорайоне поселятся не менее 50 тысяч человек.
«Строительный трест» вышел на свой участок годом позже. Тем не менее два первых корпуса уже сданы. Всего на территории в 87 га предполагается построить четыре жилых квартала. В 42 домах смогут разместиться более 25 тысяч жителей.
Оба проекта КОТ отличаются продуманной планировкой территории и индивидуальным архитектурным стилем. Но между собой микрорайоны не схожи.
Разработчики концепции ЖК «Новоселье: Городские кварталы» отразили свое видение в название жилого комплекса – это будет современный городской микрорайон, состоящий из 12-этажных монолитно-панельных высоток с остекленными фасадами, между которыми возведут многочисленные общественные здания. Предполагается, что дома разместятся просторно, для прогулок и активных занятий жильцов останется много места.
Кварталы «NewПитера» на эскизах выглядят более «кулуарно». Кирпичные дома в неоклассическом стиле будут невысокими, от 5 до 12 этажей. Каждое здание образует закрытый для посторонних и автотранспорта двор с небольшими скверами, игровыми площадками и велопарковками. Через весь квартал, утверждают в компании, пройдут велосипедные дорожки и прогулочный бульвар с обширной рекреационной зоной.
В Новоселье с собственной инфраструктурой плохо – имеются только сетевые супермаркеты, магазины у дома, аптека, амбулатория и почта. Ближайшие детский сад, школа и поликлиника находятся в Аннино, на расстоянии около трех километров от новостроек. Но застройщики понимают, что кварталы возводятся буквально в чистом поле, и стараются синхронизировать строительство жилья и социальных объектов. В 2015 году в ЖК «NewПитер» начато строительство первого детского сада, а в ЖК «Новоселье: Городские кварталы» аналогичный объект был достроен. В совокупности в двух кварталах запроектированы четыре школы и восемь детских садов.
Продумана также прочая инфраструктура. В ЖК «Новоселье: Городские кварталы» уже действуют фитнес-центр и спортивный клуб, начато строительство ледового дворца. В перспективе обещан экстрим-парк с волной для серфинга и скалодромом. «Строительный трест» планирует на территории своего проекта КОТ построить фитнес-клуб с бассейном и два торгово-офисных центра.
Слабое место новых микрорайонов – транспортная доступность. Место больше подходит для автомобилистов: до развязки КАД с Красносельским шоссе не более полукилометра. Далее можно въехать в западную часть Петербурга по упомянутому шоссе либо в центр – по Таллинскому шоссе или ЗСД. Без автомобиля ежедневно добираться до работы будет непросто. До ближайшей станции метро «Проспект Ветеранов» муниципальные автобусы и маршрутки идут около часа.
Резюме
С точки зрения экологии и комфортности среды обитания, по всей видимости, выигрывают ЖК, строящиеся в последней из описываемых локаций. Но вот ездить на работу в Петербург из них будет сложнее всего. И напротив, комплексы в Шушарах, от которых при желании до метро можно дойти пешком, выглядят не слишком привлекательным спальником. Похоже, качество проектов КОТ прямо пропорционально расстоянию до центра Петербурга.