Частые в зимний период аварии на тепломагистралях и внутридомовых сетях – самая распространенная причина наступления «ледникового периода» в жилищах. А «перетопы» в большинстве случаев, как объясняют чиновники Смольного, связаны с нерасторопностью УК, ТСЖ, ЖСК, которые не успевают оперативно реагировать на изменение температуры воздуха за окном.

Шаг 1. Составляем претензию

Если в квартире слишком холодно или жарко, то первым делом стоит определиться с тем, кому и как предъявлять претензии. Для этого необходимо внимательно изучить договор с УК, ТСЖ или ЖСК (в зависимости от способа управления, выбранного в доме). В товариществе собственников жилья и жилищном кооперативе претензии подаются на имя председателя. В УК жалобы принимает ее аварийно-диспетчерская служба.

Но будьте внимательны. В договоре с ТСЖ, ЖСК, УК может быть прописан особый порядок подачи претензий. Например, только заказным письмом.

В претензии необходимо указать, что температура в квартире ниже или выше той, которая установлена в постановлении правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

Претензию составляют в двух экземплярах. Один из них вручается сотрудникам УК, ТСЖ, ЖСК, второй остается у жильца на руках. Проследите, чтобы в претензии была зафиксирована не только фамилия сотрудника, принявшего документ, но и дата, а также время обращения.

Иногда в ТСЖ, ЖСК, УК предлагают оставить претензию по телефону. В таком случае обязательно потребуйте, чтобы вам сообщили, кто конкретно принял ваш звонок и под каким номером ваше сообщение зарегистрировано в журнале учета.

Если в УК, ТСЖ, ЖСК категорически отказываются принимать вашу претензию, направьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении.

Шаг 2. Встречаем комиссию

Согласно постановлению № 354, в течение двух часов после получения претензии к вам в квартиру должен явиться представитель ТСЖ, ЖСК, УК. Правда, этот дедлайн выдерживается крайне редко. Обычно сотрудник заранее оговаривает время своего прихода. В любом случае он обязан в вашем присутствии замерить температуру воздуха в жилье. Проследите, чтобы он сделал это по всем правилам (см. справку).

После измерения температуры сотрудник УК, ТСЖ, ЖСК должен составить акт о том, что температура в жилом помещении далека от нормативной. Документ составляется в двух экземплярах, один остается у жильца на руках.

Однако во многих случаях представители ТСЖ, ЖС, УК под разными предлогами отказываются составлять акт. Например, могут заявить, что вы сами не позаботились о теплоизоляции: не установили стеклопакеты на окна, не утеплили деревянные рамы, двери и т. д.

Но при этом законным поводом для отказа в составлении акта, согласно постановлению № 354, может стать лишь самовольный монтаж обогревательных систем, не предусмотренных в технической документации дома. Установку такого оборудования (например, второй батареи, если ее не было, когда вы въезжали) необходимо согласовывать с УК, ТСЖ, ЖСК.

Если вы не нарушили это требование, то смело настаивайте на повторной проверке. А также жалуйтесь на ТСЖ, ЖСК, УК во все профильные городские инстанции. От них информация обо всех обращениях граждан передается в городскую администрацию. Чиновники найдут способы воздействия на УК, ТСЖ, ЖСК.

К повторной проверке лучше подготовиться заранее: до ее проведения вызвать эксперта Роспотребнадзора, который замерит температуру у вас в квартире. По итогам визита он должен составить экспертное заключение. Брать с вас деньги сотрудник Роспотребнадзора не имеет права. «Иногда жильцы обращаются к частным экспертам. Их услуги обходятся в 5-6 тысяч рублей. Но мы не рекомендуем вызывать «частников», так как их замеры легко оспорить», – говорит руководитель юридической службы Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Екатерина Метелева.

О вызове эксперта Роспотребнадзора вы можете уведомить ТСЖ, ЖСК, УК. Присутствие их представителей при замерах не является обязательным требованием.

Не стоит измерять температуру воздуха в комнате самостоятельно. Если дело дойдет до суда, то в судебных разбирательствах любительские замеры не учитываются.

Шаг 3. Подаем на перерасчет

После того, как нормальный температурный режим в жилом помещении был восстановлен, снова вызывайте в квартиру комиссию из ЖСК, УК, ТСЖ. Она составит новый акт. Помните, только после составления документа, где будет указана дата возобновления подачи качественного ресурса, вам может быть начислен перерасчет.

При этом нужно иметь в виду, что для большинства многоквартирных домов (в Петербурге – это 70%) квартплату рассчитывает ГУП «ВЦКП», из этой организации гражданам приходят так называемые «розовые» квитанции. «Если авария произошла на городских сетях, ресурсоснабжающие организации телефонограммой передают информацию в аварийно-диспетчерскую службу, время недопоставки фиксируется в соответствующей информационной системе и автоматически учитывается для возможности перерасчета в "розовых" квитанциях», – отмечает заведующий отделом развития ВЦКП Александр Локтионов.

Во всех остальных случаях необходимо будет подавать заявление о перерасчете. Например, если прорыв произошел на внутридомовых сетях, или поставщик тепла не соблюдает температурный режим.

А примерно для 30% многоквартирных домов Петербурга квартплату начисляют бухгалтерии ТСЖ, ЖСК, УК. Они автоматический пересчет без поступившего от вас заявления делать не будут.

Так, например, для квартиры площадью 56 кв. м перерасчет только за два дня подачи отопления по сниженным параметрам (при температуре воздуха +12 градусов) составит около 150 рублей.

Если УК, ТСЖ, ЖСК отказывается производить перерасчеты, то, увы, остается одна дорога – в суд. И если дело дошло до судебных разбирательств, то помимо уменьшения платы за ресурс, можно потребовать возместить ваши расходы за электроэнергию, потраченные при использовании обогревательных приборов. Кроме того, вы также имеете право на компенсацию морального вреда.

Добиться перерасчета платы за холодные батареи или «перетопы» достаточно трудно. Вам придется тратить свое драгоценное время и нервы. Но если некомфортная температура в вашей квартире – это регулярное явление, то овчинка стоит выделки.
 

Текст: Светлана Коваленко    Фото: Алексей Александронок