Смольный сумел убедить федеральный центр не вводить социальную норму на электроэнергию для населения в кризис. Но федеральные чиновники разработали новую схему оплаты ресурса. О ней БН рассказала зампред Комитета по тарифам Ирина Бугославская.
– Ирина Игоревна, вот уже более трех лет идут разговоры о введении для петербуржцев так называемого энергопайка, или социальной нормы на потребление электроэнергии. Дедлайн для всех регионов – 1 июля 2016 года. Энергопаек появится в Петербурге в этом году?
– Вы правы, обсуждение этой темы с завидным постоянством то вспыхивает, то затихает. Но, к счастью, по последним имеющимся у нас данным, к 1 июля 2016 года социальная норма по всей стране введена опять не будет. Правительство Петербурга приложило немало усилий для того, чтобы право принятия такого решения было передано на региональный уровень. И мы постоянно говорили о том, что нашему мегаполису социальная норма потребления электрической энергии в принципе не нужна.
– Почему?
– Дело в том, что размер тарифов на электроэнергию для населения, использующего газовые плиты, у нас практически отвечает экономически обоснованному уровню. Льготы сейчас предусмотрены лишь для потребителей, в чьих квартирах установлены электроплиты. Для таких граждан действует так называемый понижающий коэффициент 0,7, то есть они оплачивают только 70% стоимости ресурса. А остальные 30% компенсируются сетевым компаниям за счет перекрестного финансирования в отрасли. Проще говоря, расходы граждан оплачивают крупные промышленные предприятия, для которых действует увеличенный тариф. Может быть, с точки зрения экономики это далеко не лучшая ситуация, но таким образом мы защищаем интересы горожан.
И уж тем более всем очевидно, что введение нормы в нынешней экономической ситуации не является своевременным.
– Как к социальным нормам на электроэнергию относятся в других регионах?
– На сегодняшний день социальные нормы на потребление электроэнергии действуют в шести российских регионах, и существенного эффекта от их использования нигде не наблюдается.
Наши опасения по этому поводу всегда разделяли власти Москвы. Вместе с ними мы неоднократно выступали с инициативой передать полномочия по введению социальной нормы на уровень субъектов. Федеральный центр нас наконец услышал и решил притормозить: полагаю, что в ближайший год социальная норма в Петербурге не появится.
И хотя этот вопрос опять отложен, федеральный законодатель в лице Минэнерго РФ, Минстроя РФ и Федеральной антимонопольной службы теперь предлагает внедрить новые схемы оплаты электроэнергии.
– И что это за инициативы?
– Расскажу о том проекте, который находится в высокой стадии готовности и сейчас проходит открытое обсуждение, в том числе в Правительстве РФ.
Согласно этому документу, для граждан, во-первых, предполагается введение так называемой абонентской платы. Она будет браться с домохозяйства, то есть с квартиры, и ежегодно устанавливаться Федеральной антимонопольной службой для всех регионов без учета их особенностей. Сейчас речь идет о 20 рублях в месяц вне зависимости от факта потребления электрической энергии и от того, газовая или электрическая плита используется в жилище.
Во-вторых, проектом предусмотрено введение дифференциации по оплате электроэнергии для населения в зависимости от объемов ее потребления. Если домохозяйство расходует менее 150 кВт•ч в месяц, то ему будет предоставляться скидка на ресурс в размере 2%. Для тех, кто потребляет ежемесячно от 150 до 600 кВт•ч, наоборот, будут введены повышающие расценки, которые планируется применять к объему сверх 150 кВт•ч. Стоимость ресурса увеличится на 12% за каждый киловатт-час. А если потребление электроэнергии в месяц в квартире превышает 600 кВт•ч, то надбавка составит 52% к стоимости ресурса сверх этого объема. При этом для квартир, где установлены электроплиты, в 2016 году будет по-прежнему действовать понижающий коэффициент 0,7%.
– Когда эта новая схема может быть введена в действие?
– Если честно, то очень хотелось бы надеяться, что – никогда. Потому что она ничуть не лучше социальной нормы, а вопросов вызывает даже еще больше.
Например, возьмем ту же абонентскую плату. Пока непонятно, берется она сама по себе – просто за фактическую возможность пользоваться электроэнергией – или в зачет потребленного по итогам месяца ресурса. 20 рублей – это стоимость приблизительно 7 кВт•ч для квартир с электроплитами. В таких домах тариф составляет 2 рубля 69 копеек за киловатт-час. Допустим, одиноко проживающий гражданин потребил 100 кВт•ч. Должен заплатить, соответственно, 269 рублей. Так вот, вычитать ли из этой суммы 20 рублей или платить их независимо – никто не знает. А как поступать в том случае, если гражданин попал на месяц в больницу, был в командировке, отпуске?
Кроме того, абонентская плата устанавливается, как я уже сказала, для домохозяйства, или квартиры. Но все понимают, что бывают «однушки», «двушки», «трешки» и число проживающих в квартирах сильно разнится. В Петербурге еще распространено и такое явление, как многокомнатные коммуналки, где может проживать двадцать-тридцать человек.
Опять же встает вопрос, как при новой схеме будет учитываться количество зарегистрированных и фактически проживающих граждан, наличие в составе семье льготников (инвалидов, пенсионеров и т. д.). Дело в том, что в Петербурге в принципе нет такого госоргана, который бы одновременно аккумулировал информацию о составе семей и объемы потребляемых ими ресурсов.
И даже если федеральный центр направит разъяснения на этот счет, то сложно даже представить, сколько математических операций нужно проделать потребителям, чтобы рассчитать свои ежемесячные выплаты за ресурс, особенно если в квартире установлена электроплита. Рядовому гражданину будет сложно разобраться в расчетах, и в итоге он может отказаться от оплаты. И не потому, что является злостным неплательщиком, – просто он не сможет понять, как рассчитываются начисления.
Так что введение новой схемы, на мой взгляд, для всех регионов обернется на первых порах массовыми неплатежами и социальным недовольством.
– У петербургских властей есть свои предложения, какую схему начисления платежей стоит использовать?
– В условиях кризиса нужно оставить все как есть и не заниматься экспериментами над населением. У нас в городе хорошо налажена адресная помощь при оплате коммунальных услуг тем семьям, которые в ней действительно нуждаются. Так, для тех, у кого затраты на квартплату превышают 14% от дохода семьи, предусмотрены компенсации из городского бюджета. Именно идея адресной поддержки населения будет сохранена в Петербурге.
Также подчеркну, что сейчас в структуре коммунальных платежей расходы населения на электроэнергию в Петербурге в среднем не превышают 13%. Это не те деньги, за которые надо бороться ценой недовольства граждан.
При этом электроэнергия – тот ресурс, потребление которого повсеместно фиксируется счетчиками. И у большинства семей всегда есть шанс сэкономить. Именно энергосбережение изначально было целью введения социальных норм. Граждане могут ввернуть энергосберегающие лампы, вовремя выключать свет, не оставлять работающими телевизоры, когда в комнате никого нет… Те, кто вынужден бережно подходить к расходам семейного бюджета, уже взяли на вооружение все эти рецепты. А богатых заставить экономить посредством каких-то повышающих коэффициентов вряд ли возможно.