Строительные компании в нынешний кризис выбрали иную стратегию поведения, чем в 1998 и 2009 годах. В отличие от прошлых экономически нестабильных периодов, базовые рублевые цены на строящееся жилье снижают единицы. Большинство участников рынка предпочитают скрытую коррекцию стоимости квартир – под видом скидок, акций и спецпредложений.

Как подсчитали специалисты Центра исследований и аналитики ГК «БН», более трети застройщиков сейчас готовы уступить от 10 до 25% от базовой стоимости объектов, а средний дисконт составляет 13,4%.

Бессрочные и затяжные

Скидки присутствуют на рынке всегда: все строительные компании любят покупателей, готовых заплатить за квартиру живыми деньгами, а также клиентов с ипотечными кредитами и предусматривают для них особые цены. Но в тучные годы дисконт по сравнению с базовой стоимостью недвижимости был довольно скромным и составлял зачастую 2-5%, в редких случаях доходил до 10%.

Сейчас видим иную картину. Под грифом «бессрочно» проходят акции, в рамках которых цена покупки при единовременной оплате или ипотеке зачастую снижается на 10, 15, а то и 25% по сравнению с базовой. Таких примеров все больше.

Десятипроцентные скидки при стопроцентной оплате на определенные категории квартир предоставляются в ЖК «Новогорелово» от компании «ЛенРусСтрой», в ЖК «Ленинградские вечера» от «ЛенСпецСтроя» и в других. «Полис Групп» обещает покупателям, готовым рассчитаться «не отходя от кассы», 20-процентный дисконт от базовой цены при покупке любых квартир во всех строящихся жилых комплексах. А в ЖК «Город детства» от строительной группы «СНВ» стоимость квартиры, приобретенной в рассрочку, уже на 25% выше, чем при более привлекательных для застройщика формах оплаты – единовременной или с использованием банковского кредита.

Интересно, что появились и обратные примеры, когда компания фактически уравнивает цены для всех способов оплаты. Так, «Строительный трест» снижает стоимость приобретаемых в рассрочку квартир в ЖК «Лиственный» и ЖК «Капитал» на 10% или – до уровня цены при единовременных расчетах. Правда, для получения скидки необходимо выполнить два условия: внести сразу 50% стоимости покупки и завершить платежи до окончания строительства, которое уже не за горами.

Вторая примета нынешнего времени – продление срочных акций из месяца в месяц, так что многие маркетинговые мероприятия, изначально заявленные как временные, приобретают хронический характер. Так, почти на полгода затянулась начатая в прошлом августе компанией «ЦДС» акция «Квартиры на сказочных условиях – скидки до 37%». Заявленный в анонсе дисконт – отчасти маркетинговая уловка. Безусловно, не стоит ожидать, что цены снижены на все квартиры во всех ЖК застройщика именно на 37%. Но, позвонив в отдел продаж, мы убедились, что в некоторых комплексах («Муринский посад», «Приневский») на объекты большой площади, расположенные на первом и почему-то на 13-м этаже, при стопроцентной оплате можно выиграть в цене ровно столько, сколько указано в рекламе. При этом во всех новостройках компании покупатель может приобрести квартиру на 5-15% дешевле базовой цены или заменить скидку на полную отделку.

Другой пример пролонгированной щедрости демонстрирует компания «Возрождение Санкт-Петербурга». Она продлила акции для покупателей жилья в ЖК «Шуваловский Park» до мая 2016 года, обещая в ее рамках скидки до 25%.

Скидки под елочку

Многие участники рынка все же ограничивают свои маркетинговые мероприятия временными рамками и, по давно сложившейся традиции, привязывают их к праздникам. В декабре были запущены рождественско-новогодние кампании, в большинстве случаев, впрочем, продленные.

Так, компания «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» продлила до конца января новогоднюю акцию «2016», по условиям которой в жилых комплексах класса масс-маркет предоставляется скидка 2016 рублей с каждого квадратного метра квартиры. Этот бонус суммируется со скидками 2-12%, предусмотренными для покупателей в так называемых объектах месяца (на январь таковыми назначены комплексы «Южная акватория», «Шуваловский», Cinema и проект «Новая Охта»). Как сообщили в компании, максимальное суммарное снижение стоимости может составить чуть более 1 млн руб.

Не менее щедр оказался другой крупный застройщик, компания «Лидер Групп». По условиям продленной до конца текущего месяца акции покупатели могут рассчитывать на скидку 15-25%, причем при любой форме оплаты. Четверть цены, правда, уступают только в одном жилом комплексе – «Девятый вал», но зато на квартиры любой площади. Такую же впечатляющую скидку предоставляет застройщик «Монолит-Кировстрой» будущим владельцам квартир в объекте «Полежаевский парк».

Интересно, что редко теперь встречается второй тип скидки – в виде фиксированной суммы. Нам удалось найти лишь несколько предновогодних акций такого характера, продленных на январь. К примеру, компания «Андромеда» снизила цену на 300 тыс. руб. на пятнадцать «однушек» в ЖК «Дом с фонтаном», а ГК «Прок» в январе обещает скидку до 870 тыс. руб. на квартиры всех типов в ЖК «Дом у Разлива».

Зато обычным делом с прошлого года стали акции по предоставлению ипотечных кредитов на выгодных условиях. Так, в декабре-январе можно получить в Россельхозбанке заем для покупки квартиры в проектах «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» под 10,9% годовых на срок до 30 лет (это более привлекательно, чем даже по программе ипотеки с господдержкой).

Если строительная компания готова предоставить дополнительную скидку с базовой цены, то появляется такое антикризисное «новообразование», как маркетинговая ставка по ипотеке. К примеру, Сбербанк и компания «Инвестторг» договорились о кредитовании покупки в ЖК «Европейский» под беспрецедентные для рынка 7,6% годовых.

Маловато креатива

Вопреки ожиданиям, застройщики не порадовали разнообразием необычных предложений в последнюю рождественскую кампанию. Несмотря на снижение спроса и растущую конкуренцию, креатив не включился. В основном, как обычно, покупателям сулили в подарок кладовки, паркинги, отделку, кухню. Иногда в подарок предлагают полную обстановку новой квартиры (сказывается, видимо, развитие сегмента апартаментов).

Заметим, что московские застройщики проявили этой зимой большую изобретательность: одни дарили покупателям автомобили, другие разыгрывали миллион рублей или ценные подарки. Компания «Мортон» вовсе придумала хитрый ход: желающим побороться за сертификат на ремонт предлагают пройти шесть квестов клуба «Серьезные игры» и интеллектуальную викторину.

В Петербурге, на наш взгляд, самой неожиданной остается акция «Дайте две!» от компании O2 Development: при покупке двухкомнатной квартиры большой площади в ЖК «Силы природы» за 5 млн руб. застройщик дает 20-метровую студию в подарок. На противоположном конце шкалы щедрости – сертификат на ужин в одном из ресторанов сети Ginza, который компания «Лемминкяйнен Рус» предлагала перед новогодними праздниками в придачу к любой квартире в ЖК «Айно» и ЖК «Тапиола».

В целом же всяческие презенты и прочие заигрывания с покупателем популярностью на нашем рынке не пользуются. Зато скидки к базовым ценам становятся все более значительными, а маркетинговые акции, в рамках которых они предоставляются, – все более затяжными по времени.
 

Текст: Елена Денисенко    Фото: Алексей Александронок