Инфраструктурное строительство (в отличие от жилищного) практически полностью зависит от госзаказа – такова специфика этого рынка. А потому сокращение бюджетного финансирования, начавшееся еще в позапрошлом году, ударило по этой отрасли больнее всего, и 2015 год для нее выдался не самым удачным.

Не благодаря, а вопреки

Начнем с анализа ситуации со строительством новых станций метро в Петербурге, тем более что это напрямую касается развития рынка жилья. В прошедшем году основные силы были брошены на главную цель – обеспечить до июня 2018 года ввод в эксплуатацию станций «Новокрестовская» и «Беговая» (продолжение Невско-Василеостровской линии). Эксперты сомневаются, что это реально сделать в столь короткий срок. А представители «Метростроя» высказывают претензии чиновникам, сетуя на нестабильное финансирование.

Есть вероятность, что вовремя сдадут только «Новокрестовскую», необходимую для обеспечения транспортной доступности строящегося стадиона. А «Беговую» будут доделывать без спешки уже после чемпионата мира по футболу. Но во всяком случае строительство ведется – 3 декабря 2015 года стартовала проходка тоннеля, так что все в руках «Метростроя» и Смольного.

Пока взаимоотношения метростроевцев и чиновников даже хорошими назвать трудно, во многом из-за этого темпы развития подземки в городе, мягко говоря, невысоки. Весьма вероятно, что три станции Фрунзенского радиуса сдадут на год позже, чем планируется. Тем более что отставание есть и у «Трансстроя», возводящего метродепо в промзоне «Шушары».

С Красносельско-Калининской линией (точнее, с ее первой очередью – станциями «Юго-Западная» и «Путиловская») ситуация тоже нерадостная: конкурс на ее строительство то объявляли, то отменяли, затем объявили заново. В итоге подрядчика выбрали (разумеется, им стал «Метрострой»), но из-за этих проволочек метро в Юго-Западную Приморскую часть придет в лучшем случае в 2022 году. А ведь еще год назад в Смольном уверенно говорили о 2019-м.

Лишь с продолжением Лахтинско-Правобережной линии, от «Спасской» до «Горного института», ситуация более-менее понятная. Смольный уже признал, что ввести эти станции в эксплуатацию раньше ноября 2019 года никак не удастся, и сдвинул сроки их сдачи на год вперед (изначально «Театральную» и «Горный институт» планировали сдать в 2018-м). Работы здесь идут в нормальном темпе.

Итого: уже сейчас можно с большой долей уверенности говорить, что ныне действующая схема развития петербургской подземки, утвержденная губернатором всего два (!) года назад, – неактуальна. В соответствии с ней, к 2020 году планировалось ввести в строй 18 станций.
На деле открытие даже половины объектов из этого списка станет большой удачей.

Волна банкротств

Главными ньюсмейкерами на дорожно-строительном рынке города стали три его крупнейших игрока: «Мостострой-6», «Мостоотряд № 19» и «Буер». Правда, новости, к сожалению, были нерадостными: ко всем вышеперечисленным компаниям в 2015 году поданы иски о банкротстве. И хотя ни один из них на сегодня не удовлетворен, свою работу в Петербурге эти структуры минувшим летом прекратили.

Больше всего кризис ударил по «Мостострою-6»: компания лишилась крупных контрактов на строительство новой магистрали на набережной Обводного канала с устройством развязки над проспектом Обуховской Обороны, а также тоннеля на Синопской набережной. В общей сложности все контракты потянули более чем на 11 млрд руб. А сдать объекты планировалось в 2015 году. Новые сроки в Смольном пока не определили.

С грехом пополам «Мостострою-6» все-таки удалось довести до ума развязку на пересечении проспектов Пискаревского и Непокоренных. Движение по основному ходу было открыто минувшей осенью, и, пожалуй, это главное достижение городских дорожников в 2015 году. Однако полностью объект все равно не готов: осталось достроить съезды и пешеходные переходы.

«Мостоотряд-19» оставил после себя в наследство недостроенную многоуровневую развязку на пересечении Колпинского и Московского шоссе. Этот объект очень важен, в первую очередь для жителей Славянки и Ленсоветовского, поскольку он позволит повысить проходимость ныне почти постоянно забитого транспортом Московского шоссе. Сдать путепровод должны были в августе, теперь актуальный срок – середина текущего года. Что касается второго важного путепровода, возводимого «Мостоотрядом-19», – в створе Поклонногорской улицы в Выборгском районе, то конкретики по срокам сдачи пока нет, поскольку строительство находится в начальной фазе.

Наконец, компания «Буер» лишилась госконтракта на строительство продолжения Софийской улицы до Московского шоссе и промзоны «Металлострой» с устройством путепровода. Работы проведет другой подрядчик – конкурс уже объявлен. Завершить эти работы в Смольном рассчитывают в 2018 году.

Все по плану

Были в минувшем году и позитивные новости – некоторые объекты сдать все же удалось. Про Пискаревский путепровод мы уже упоминали. Помимо этого достроили автомобильную переправу через Дудергофский канал, связавшую квартал «Балтийская жемчужина» с Юго-Западной Приморской частью. Кроме того, активизировались работы на строительстве надземного перехода через Витебский проспект в Шушарах. Его открытие позволит демонтировать тормозящий автопотоки светофор и впоследствии ввести в строй съезд с КАД непосредственно на Витебский проспект.

Активно ведется сооружение развязки на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе. ЗАО «Пилон», осуществляющее эти работы, на сегодняшний день является явным лидером на рынке инфраструктурного строительства. Сдача этого объекта намечена на середину 2017 года.

Строительство Центрального участка Западного скоростного диаметра тоже идет в хорошем темпе. Однако самые сложные работы – надвижка пролетных строений двух мостов через Морской канал и Петровский фарватер – еще впереди. Скорее всего, к концу мая 2016 года, как предполагалось изначально, ввести в эксплуатацию трассу не удастся – есть небольшое отставание по срокам. Но к концу будущего года успеть вполне можно.

Наконец-то стартовали работы по возведению моста через остров Серный – с Васильевского острова в Петроградский район, а также строительство продолжения набережной Макарова до ЗСД. Эти объекты также являются частью подготовки городской инфраструктуры к мундиалю. Контракты достались «АБЗ-Дорстрою», «ВАД» и тому же «Пилону»: финансовое состояние этих компаний вроде бы не должно внушать опасений.

В Ленобласти в 2015 году в основном ремонтировали существующие трассы, в частности «Скандинавию» и магистраль А-120 (бетонку). Кроме того, в Тосненском началось строительство участка платного автобана Петербург – Москва. В планах на нынешний год значится начало работ по прокладке двух платных автотрасс: обхода Мурино (продолжения трассы в створе Пискаревского проспекта до дороги на Матоксу) и автодороги, которая соединит федеральную трассу «Нарва» с КАД. Финансировать работы, весьма вероятно, будет ВТБ.

Подводим итоги: ушедший год для автодорожников и метростроевцев был не самым удачным. Отставания по срокам имеются почти на каждом крупном инфраструктурном объекте, причем в 2015-м они еще и увеличились. Денег у Петербурга (а тем более у Ленобласти) в нынешнем году явно не прибавится, и это означает, что перспективы у отрасли не самые радостные. Выручает на сегодняшний день мундиаль, точнее выделенные на его подготовку федеральные средства – этому обстоятельству можно только порадоваться.

Текст: Павел Гинёв    Фото: Алексей Александронок