В Петербурге прошел региональный «Форум действий» ОНФ, участники которого обсудили ход реализации майских указов Президента РФ, в том числе поручений в области жилищной политики.
В рамках Форума состоялось заседание рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», где основными темами стали вопросы капремонта многоквартирных домов, расселения аварийного жилья, лицензирования управляющих компаний и решения проблем долевого строительства. Об этом мы беседуем с членом Регионального штаба Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге, руководителем рабочей группы «Качество повседневной жизни» Регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Павлом Созиновым.
– Павел Борисович, ОНФ в Петербурге проводит мониторинг исполнения майских указов Президента. Изменилось ли что-нибудь в нынешнем году, и каковы вообще итоги работы по вашему направлению за год?
– В марте текущего года к работе по мониторингу реализации указов Президента подключился недавно организованный Центр социально-экономического мониторинга «Общественный контроль». В него вошли как члены рабочей группы «Качество повседневной жизни», так и привлеченные юристы и эксперты.
Если говорить об общих итогах работы по контролю за исполнением указов Президента, то, наверно, стоит начать с того, о чем нам говорят и на что жалуются сами граждане. Именно в этих обращениях акцентируются самые проблемные моменты и самые горячие точки нашего жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики.
– И много таких жалоб к вам поступает?
– Достаточно много. И это явное свидетельство того, что ситуация пока еще далека от идеальной. Всего за период с начала марта по начало декабря в адрес Рабочей группы «Качество повседневной жизни» и Центра социально-экономического мониторинга «Общественный контроль» поступило 510 обращений граждан.
При этом стоит понимать, что обращаются, как правило, те, у кого проблема стоит наиболее остро.
Анализируя жалобы и просьбы, мы понимаем, что больше всего граждан сегодня беспокоят вопросы ЖКХ – именно на них пришлось 454 обращения.
Еще 56 было посвящено другой больной теме – долевому строительству многоквартирных домов.
– Какие именно аспекты работы ЖКХ вызывали больше всего вопросов и нареканий в 2015 году?
– Условно можно выделить четыре основные болевые точки. Во-первых, сроки и качество проведения капремонта. Этим интересовалось почти 60% обратившихся к нам граждан.
Во-вторых, многих беспокоит расселение аварийного жилья, в том числе – затягивание сроков расселения, отказ чиновников признавать дома аварийными и криминогенная ситуация, которая возникает вокруг расселяемых зданий. Это волновало еще около четверти граждан.
Третьими по количеству обращений стали вопросы по работе управляющих компаний. Сюда входит и их лицензирование, и выбор УК, качество работы, сроки проведения текущего ремонта и др.
Ну и, конечно, наших граждан очень волнуют вопросы формирования тарифов ЖКХ.
Что же касается обращений, связанных с долевым строительством, то здесь граждан в первую очередь беспокоили сроки сдачи домов, качество строительных работ и юридические аспекты заключения договоров с застройщиками.
– Правительство города неоднократно заявляло, что с расселением аварийного жилья Петербург справляется успешно. Это не так?
– В адресные перечни 2005-2016 годов для расселения включен 961 многоквартирный дом, подлежали переселению 16 037 семей. По информации Жилищного комитета Петербурга, полностью расселены 907 многоквартирных домов, переселены 15 599 семей.
То есть если подходить формально, то для выполнения майских указов и поручений Президента Петербургу остается расселить 27 многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года, где проживают 73 семьи.
Но проблема в том, что привлекательные цифры в отчетах во многом получаются потому, что сегодня процесс признания домов аварийными искусственно тормозится.
Это хорошо заметно, если сравнить статистику разных лет.
К примеру, в 2009 году 100 зданий было признано подлежащими сносу или реконструкции, в 2010 году – 146. Но дальше количество объектов, включавшихся в адресные перечни, начало резко сокращаться. На 2015-2016 годы подлежащих расселению домов официально названо всего 10, хотя очевидно, что в городе осталось намного больше ветхих зданий.
В текущем году активисты ОНФ посетили 100 расселенных и расселяемых аварийных объектов. Выявлено, что каждый десятый дом заселен незаконно проживающими мигрантами и работниками управляющих компаний, каждый второй дом заброшен и постепенно разрушается.
– Так что, по-вашему, нужно сейчас делать?
– Самое главное – осознать необходимость комплексного подхода. Для начала нужно разработать долгосрочную стратегию по реализации программы расселения ветхого и аварийного жилья. С четким план-графиком обследований и расселения в привязке к районам и к планам по новому бюджетному строительству и программам по капремонтам.
Органам исполнительной власти необходимо актуализировать нормативно-методическую базу принятия решений о признании домов аварийными, а районным администрациям обратить внимание на снижение количества объектов, подпадающих под программу расселения аварийного жилья.
Кроме этого, необходимо позаботиться о качестве предоставляемых помещений для расселения. Например, при расселении во вторичный жилой фонд проводить предварительный ремонт.
Ну и, конечно, важно осуществлять постоянное наблюдение за расселяемыми и расселенными домами, чтобы не допускать криминальных ситуаций.
– Вы говорили, что большое количество жалоб поступает на качество капремонта. С чем это связано?
– В первую очередь – со срывом сроков проведения работ, что уже давно стало правилом, а не исключением. Последний плановый объезд активистов ОНФ показал, что из 80 осмотренных домов работы по капитальному ремонту были произведены в срок только по 20 домам. Причем во многих случаях отставание от графика составляет более 3 месяцев.
С недавнего времени петербуржцы ежемесячно перечисляют на капремонт определенную сумму. На счетах Фонда капремонта накапливаются значительные средства. Сегодня – это более 2 млрд руб. из 7 млрд руб., заложенных в программу этого года.
По мнению экспертов ОНФ, сегодня необходимо пересмотреть алгоритм выбора подрядчиков для реализации программ капремонта в соответствии с новым законом о госзакупках (44-ФЗ).
Также нужно определиться и с вопросами строительного контроля. Районные жилищные агентства и Фонд капремонта явно не справляются с этой задачей. Необходимо проводить обязательную экспертизу проектов и смет работ по капремонту. Сегодня расход средств остается на совести Фонда.
Отдельной проработки требуют вопросы капремонта домов, находящихся в историческом центре Петербурга. К сожалению, приходится наблюдать отсутствие комплексного подхода к его решению. К примеру, сначала начинается ремонт фасада, но при этом у дома может протекать крыша или разрушаться фундамент. Особенно критичны такие случаи для домов в исторической части города.
– В прошлом году была введена система лицензирования управляющих компаний. Это как-нибудь отразилось на работе ЖКХ?
– Безусловно, хотя и не совсем так, как планировалось. Введение лицензирования выявило целый ряд проблем организационного и правового характера.
Основной этап лицензирования был завершен в мае текущего года. И в результате проведенных мероприятий почти 1000 домов остались без управления со стороны легитимной управляющей компании.
Сегодня нередки ситуации, когда управляющая компания, не получившая лицензию, продолжает выписывать квитанции и отвечать за обслуживание дома до тех пор, пока не появится новый легитимный управляющий. При этом решение вопроса по выбору новой УК усилиями заинтересованных лиц может откладываться практически бесконечно.
По данным экспертов ОНФ, многие управляющие компании сейчас находятся на грани банкротства из-за долгов перед ресурсоснабжающими организациями. Многие УК получили лицензии формально, без опыта работы.
– ОНФ с момента своего основания активно занималось и проблемой долевого строительства. Что происходит сегодня в этой сфере?
– Для Общероссийского народного фронта здесь важен, прежде всего, социальный аспект. Защита прав участников долевого строительства на сегодняшний день является очень острой проблемой.
За девять месяцев текущего года в Петербурге денежные средства участников долевого строительства привлекались в отношении 375 объектов недвижимости. На сегодняшний день выявлено 22 объекта из разряда проблемных. А это почти 10 тыс. дольщиков, которым необходима помощь.
При этом по закону № 307-62 «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге» лишь 42 человека признаны нуждающимися в защите.
Приходится констатировать: в настоящее время так и не создано эффективных механизмов защиты прав дольщиков.
Поэтому в принципиальной доработке нуждается законодательство в области долевого строительства как на федеральном, так и на региональном уровне. К сожалению, в Санкт-Петербурге мы пользуемся противоречивой нормативной базой. Реестры, которые ведутся Минстроем (а ранее – Минрегионом), не совпадают с реестрами Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Кто из этих дольщиков более обманут – неясно.
Власти в любом случае приходится решать проблемы людей, вложивших деньги, но не получивших квартиры. Необходимо переходить из ручного управления ситуацией в законодательное поле. В противном случае все преференции, которые оказываются застройщикам и ЖСК, достраивающим проблемные объекты, а также обманутым дольщикам, могут оказаться не в правовых отношениях.