Муниципальный округ Санкт-Петербурга № 36 «Ржевка» имеет особый колорит и, очевидно, нереализованный градостроительный потенциал. Ржевка – это, прежде всего, историческая территория Ржевской слободы (в XVIII веке здесь были владения некоего капитана Ржевского). Но в сознании большей части горожан данный топоним обычно ассоциируется со спальным районом Ржевка-Пороховые.

Основная жилая застройка жилого района Ржевка-Пороховые – «панельки» 137-й серии

В действительности же, помимо нескольких кварталов массовой застройки, сам округ – это еще Ильинская слобода со старинным храмом и зданием экзаменационного центра ГИБДД, многочисленные садоводства и военные городки, а также железнодорожная станция, недавно лишившаяся старинного здания вокзала.

В прошлом десятилетии через Ржевку прошла Кольцевая автодорога, разрезавшая округ на две неравные части.

Историческая территория Ильинской слободы

Как добраться?

С точки зрения транспортной доступности, Ржевка – территория, мягко говоря, не слишком удобная. До ближайшей станции метро «Ладожская» нужно как минимум 15-20 минут добираться на наземном транспорте – но это если нет пробок (а они здесь случаются регулярно).

Автомобилистам следует быть внимательными. Развязка КАД с Рябовским шоссе (дорогой на Всеволожск) является самой запутанной: это настоящий лабиринт, в котором водитель рискует надолго заблудиться, и одновременно представляет собой – узкое «пробочное» горлышко.

«Безлошадные» жители Ржевки могут ездить в центр города на электричках. Время в пути до Финляндского вокзала – чуть больше 20 минут, интервалы движения – около получаса. Но такой способ передвижения дает ощутимый выигрыш времени не жителям «спальника», а только тем, кто живет или трудится в кварталах близ железнодорожной станции – преимущественно с внешней стороны КАД.

Жерновка – бывшая старинная деревня, а теперь – территория градостроительных контрастов

Массовая застройка: квартиры и цены

Массовая позднесоветская застройка Ржевки сосредоточена в кварталах между улицей Коммуны, проспектами Косыгина, Наставников и Ириновским. Здесь в 1970-80-е годы возводили двенадцатиэтажные жилые здания 137-й серии, а также девятиэтажки серий 504Д и 606М.

Собственно на здешние «панельки» приходится и основное предложение вторичного рынка жилья округа Ржевка. Например, цены предложений однокомнатных квартир на первых этажах стартуют с отметки 3,1-3,2 млн руб. (средние этажи оцениваются дороже на 100-200 тыс. руб.). В основном в каталогах представлены «однушки» 32-34 кв. м с комнатами 17-18 кв. м и кухнями 7-8 кв. м. Самые дорогие и самые просторные однокомнатные квартиры (от 50 кв. м, около 5 млн руб.) – в монолитно-кирпичных и монолитно-панельных домах рыночного периода.

Диапазон цен фигурирующих в продаже типовых «двушек» – 3,9-5,3 млн руб. Самые ходовые варианты – в домах серии 504Д (общая площадь – 47 кв. м, жилая – 28 кв. м, кухня – 7 кв. м), или в 137-й серии (общая площадь – 55 кв. м, жилая – 32 кв. м, кухня – 11 кв. м). Самые дорогие и самые просторные «двушки» (от 60 кв. м за 5,8-5,9 млн руб.) предлагают в построенных уже в нашем веке монолитно-панельных домах 121-й серии на пр. Косыгина и пр. Наставников.

Цены на «трешки» в панельных домах стартуют с отметки 4,3 млн руб. (самые дешевые варианты – на первых этажах), но подавляющее большинство предложений в «панельках» в настоящий момент сосредоточено в ценовом диапазоне 5,2-5,8 млн руб. (57-70 кв. м).

Новый город посреди деревни

В северной части округа (кварталы 14Б, 14В) застройка уже не столь однородна. Здесь угадываются старинные сельские улицы (например, Отечественная – получила свое название еще в Первую мировую войну), а в кварталах «панелек» появляются трехэтажные кирпичные здания конца 1950-х – начала 1960-х годов – того времени, когда Ржевка еще не была включена в административные границы Ленинграда.

После пересечения улицы Коммуны с Ириновским проспектом городской ландшафт меняется. Мы словно попадаем в провинциальный городок, в котором есть и двухэтажные коттеджи периода послевоенного восстановления, и частный сектор с почерневшими деревянными домиками и приусадебными участками, по которым гуляют козы и гуси.

Но, пожалуй, самый колоритный микрорайон Ржевки – это территория бывшей деревни Жерновка, на которой ведется строительство одноименного ЖК. В настоящее время проект близок к завершению (возводится последний дом). Невысокие и однотипные по фасадной отделке жилые корпуса здесь почти мирно соседствуют с частными домами разных эпох. Квартиры в ЖК «Жерновка» широко представлены в продаже на вторичном рынке (однокомнатные – от 4 до 5,4 млн руб., «двушки» – 6,8-8 млн руб., «трешки» – 9-12 млн руб.).

Комплекс расположен рядом с извилистой речкой Жерновкой. За ней жилая застройка заканчивается – начинаются садоводства, за которыми, на берегах Охтинского разлива, раскинулась депрессивная промзона.

Земли расположенных на берегу предприятий «Пластполимер» и «Химволокно» принадлежат УК «Теорема». Чтобы привлечь внимание будущих новоселов к территории, представители данной компании выступали с инициативой размещения зоопарка на одном из соседних промышленных участков. Но идея не встретила понимания у городских властей.

Прогулка по МО Ржевка (16 фото)

Сложный градостроительный ребус

В настоящее время на территории округа реализуются только два значимых жилищных проекта – ЖК «Нью-Тон» на Ириновском проспекте и ЖК Stereos на Камышинской улице, возле железнодорожной станции «Ржевка».

В целом, участков, пригодных для жилищного строительства на Ржевке немало. Но обширные промышленные территории требуют приведения к общему знаменателю интересов крупных и мелких собственников, рекультивации, а также внесения изменений в генплан. Но если учесть, что спрос на новое жилье нынче упал, а в жилищном строительстве наметилась стагнация, освоение перспективных площадок рискует затянуться.

К тому же не дремлют и девелоперы-конкуренты, присмотревшие для себя перспективные областные территории. Так, несколько дней назад градостроительный совет Ленобласти одобрил проект планировки нового жилого района на месте бывшего аэропорта «Ржевка» во Всеволожске. Представители «Группы ЛСР» предложили в срок до 2025 года возвести на территории, примыкающей к Ржевке, жилье эконом-класса для 33 тысяч человек.

Между тем, главная проблема территории, сдерживающая ее развитие – это состояние ее транспортной инфраструктуры. Она и сегодня едва справляется с нагрузками, а если плотность населения будет возрастать, так и вовсе рискует захлебнуться.

С градостроительной точки зрения, Ржевка, как впрочем, и весь Красногвардейский район, – территория перспективная. Но перспективы все никак не сходятся в общую картину. Например, в прошлом десятилетии, когда в Санкт-Петербурге велись ожесточенные дискуссии сторонников и противников «газпромовского» небоскреба на Охте, застройщики активно интересовались Ржевкой. Ведь реализация проекта предполагала, в том числе, и развитие транспортной инфраструктуры правого берега Невы – новых транспортных развязок, Орловского тоннеля и метрополитена.

Действительно, к тому времени уже были проведены предпроектные проработки строительства линии подземки от станции «Ладожская» до «Ковалево» с промежуточными остановками «Проспект Косыгина», «Пороховые» и «Ржевка». В наше время громкие инфраструктурные проекты отложены в долгий ящик – как минимум до окончания Чемпионата мира по футболу.

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок