Генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева называет главным условием создания агломерации взаимную заинтересованность субъектов. По оценке участников дискуссии, говорить о таком интересе со стороны Петербурга и Ленобласти пока преждевременно. Эксперты отмечают, что пока субъекты скорее конкурируют между собой. «Причем Петербург в этой борьбе проигрывает, – констатирует президент Союза архитекторов Петербурга Олег Романов. – Бизнес ринулся в Ленобласть, потому что там ему смогли создать более благоприятные условия». «Конфликт за бюджетные поступления пока преобладает над стремлением к координации действий», – соглашается с коллегой Федор Гаврилов, руководитель центра компетенций проекта «Будущий Петербург».

Поворотной точкой в построении взаимоотношений субъектов-соседей может стать развитие пограничных промышленных площадок. По словам Семена Смушкина, заместителя генерального директора УК «СТАРТ Девелопмент», если речь идет не о переносе завода из одного субъекта в другой, а о создании новых рабочих мест, то это может примирить конфликт города и области. «В городе-спутнике Южный более половины всех перспективных площадей отдано под производства, университетский кампус, коммерческие и сервисные предприятия. Мы создаем новую экономику на границе Петербурга и Ленобласти, ориентируясь на высокотехнологичные производства, которые будут востребованы в перспективе 10-20 лет. Это гарантирует поступления в бюджет обоих субъектов, а их конкуренцию между собой может перевести в плоскость сотрудничества с выходом на уровень всероссийской и международной конкуренции».

Развитие агломерации по пути формирования полноценных городов-спутников способно решить и другую острую проблему на стыке сопредельных земель – транспортную. Пока же простое наложение перспективных транспортных дорог Петербурга и области демонстрирует их полную нестыковку. «Появление самодостаточных подцентров, где люди смогут не только жить, но и работать, снизит маятниковую миграцию. Грамотное перераспределение рабочих мест и общественных пространств приведет к тому, что транспортные схемы потребуют иного подхода», – рассказывает Михаил Кондиайн, заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры».

Но наиболее сложной на пути объединения остается проблема правового поля. Эксперты единодушно признают, что существующая правовая модель нуждается в серьезных изменениях. В частности, требуют пересмотра полномочия муниципальных органов, ведь именно на этом уровне должно выстраиваться основное взаимодействие.

Правовое обеспечение агломерации – одна из наиболее насущных проблем, без него Петербург и Ленобласть продолжат идти по пути неконтролируемого разрастания без единой стратегии. Но если вместо создания формальных документов будут предприняты практические действия по внесению изменений в действующее законодательство, развитие может встать на правильные рельсы. «У нас еще есть возможность не превратиться в “Титаник” и увернуться от айсберга, на который мы движемся», – уверен Михаил Кондиайн.