Комиссия по городскому хозяйству Законодательного Собрания одобрила к принятию в первом чтении петербургским парламентом федеральный законопроект о сохранении и развитии исторического центра Петербурга. Работа над многострадальным документом, который не раз кардинально «перелицовывался» чиновниками и депутатами, продолжалась более двух лет. Принять законопроект в целом городские парламентарии рассчитывают до конца года, после чего он уйдет на рассмотрение в Госдуму РФ.
Собственников – в маневренный фонд
Принципиальным новшеством, которое вошло в окончательную версию законопроекта, стала возможность переселения собственников жилья в аварийных домах, попавших в программу, в маневренный фонд на время ее реализации. Однако этот механизм будет действовать только в том случае, если владельцы квартир и комнат добровольно согласятся на временный переезд. Тем, кто откажется от переселения в маневренный фонд, предоставят жилье той же площади в бюджетных новостройках. А если граждане не захотят переселяться на окраины, где в основном возводится такое жилье, город выкупит объекты по рыночной стоимости.
Как пояснил депутат Борис Вишневский, раньше за счет фонда обеспечивать временными жилыми помещениями предполагалось только тех граждан, кто снимает квартиры или комнаты у государства на условиях социального найма. «Согласно действующему жилищному законодательству, маневренным фондом сейчас могут воспользоваться лишь соцнаниматели, если их дома признаны аварийными. Но в откорректированной редакции нашего законопроекта мы предложили поправки в статью 88 Жилищного кодекса РФ. Они уравнивают в правах при временном переезде и собственников, и нанимателей», – пояснил он.
По просьбам трудящихся
В окончательной версии документа также предусматриваются ситуации, при которых после капремонта из-за перепланировок площадь квартир и комнат собственников может увеличиться или уменьшиться. За «лишние» квадратные метры доплачивать из своего кармана владельцам жилья не придется. Сейчас отчасти аналогичный механизм действует для городской программы развития застроенных территорий. С переселенцев из хрущевок, идущих под снос, плата за дополнительные квадраты не взимается в том случае, если площадь квартиры, предоставляемой в новостройке, увеличивается в итоге не более чем на 9 кв. м. Как отметил депутат Алексей Макаров, при реновации центра перепланировки тоже вполне вероятны. «Но вряд ли площадь отремонтированных квартир по программе сохранения и развития исторического центра вырастет существенно. И конечно, это будет, скорее всего, менее 9 «квадратов», – подчеркнул он.
Если же площадь жилых помещений сократится, что более вероятно, то городские власти должны будут выплатить компенсацию гражданам с учетом рыночной стоимости.
Кроме того, в итоговом варианте законопроекта закреплен механизм защиты прав собственников нежилых помещений. Если здание признают аварийным, и оно попадет в городскую программу, чиновников обяжут предоставить таким гражданам во временное пользование объекты той же площади. Однако вряд ли они будут располагаться в центре, а большинство владельцев могут и отказаться переезжать. Поэтому в законопроекте предусмотрен еще один вариант – выкуп объекта по рыночной цене.
«За все время работы к нам поступало множество обращений от владельцев нежилых помещений. Граждан волновали их дальнейшие перспективы, и мы решили обязательно внести ясность в этот вопрос», – отметил Борис Вишневский.
С туманными перспективами
Согласно документу реализовать программу реновации центра Петербурга предполагается в срок до 2025 года. Хотя ранее городские власти неоднократно заявляли: на нее необходимо не менее 30 лет. Как чиновники и депутаты планируют теперь уложить в 10 лет, не могут объяснить ни в городском парламенте, ни в Смольном.
В законопроекте нигде не указывается, какой объем средств необходимо выделить на реализацию программы из городского и федерального бюджета. Как отмечает депутат Алексей Ковалев, точные расчеты стоит готовить лишь после того, как документ получит одобрение в Госдуме. «Вполне может выйти так, что с учетом существующей экономической обстановки денег на программу у федерального центра в ближайшие год-два не найдется. Но зато у нас будут все законные основания, чтобы двигаться дальше и думать над совершенствованием программы», – говорит он.
При этом пока особыми успехами в программе реновации центра чиновники похвастаться вряд ли могут. Летом этого года в Смольном официально признали, что неправильно подобрали для ее реализации два пилотных квартала - «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия». На их обследование было потрачено 400 млн рублей. А в результате на двух территориях обнаружили лишь одно аварийное здание и 22 объекта с так называемой локальной аварийностью, то есть не требующих массовых расселений.
Теперь в 2016 году должно стартовать обследование нового, более «подходящего» квартала – на Лиговке. И если Госдума достаточно оперативно примет документ, а город изыщет средства, то именно на этой территории, возможно, все-таки будут воплощены в жизнь механизмы расселений, предусмотренные в законопроекте.