Федеральная нотариальная палата (ФНП) наметила на вторую половину ноября утверждение единого порядка, по которому должна проводиться видеофиксация сделок в нотариальных конторах.

Накануне эры видеонотариата

30 марта Владимир Путин подписал ФЗ № 67 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…». Кроме прочего, данным законом уточняется процедура установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Например, нотариусу предоставляется право записывать диалог с посетителем на видео. Впоследствии запись может использоваться в суде как доказательство.

При этом, согласно вступившему в силу с начала нынешнего года ФЗ № 457, нотариальный акт наделяется повышенной доказательственной силой – по юридическому статусу приравнивается к решению суда первой инстанции.

Как уверяют в ФНП, голословно оспорить акт теперь нельзя. Можно лишь в особом порядке попытаться признать незаконным само нотариальное действие – если нотариус произвел его с нарушениями. Видеофиксация же поможет доказать, что нарушения отсутствовали. Соответственно, видеозапись защитит граждан и самих нотариусов при возникновении спорных ситуаций.

К наиболее часто оспариваемым в суде документам относится завещание. При дележе наследства обязательно находится кто-то, кто чувствует себя обиженным и отказывается верить в истинность воли покойного родственника.

В ФНП подчеркивают, что нотариус сможет предоставить суду видеоматериалы, подтверждающие, например, факт личного присутствия человека в момент совершения нотариального действия. Или факт, что нотариус разъяснял нюансы и последствия сделки. И, по косвенным признакам, дееспособность участников сделки.

Подробности пунктиром

Ждет утверждения в ФНП проект «Порядка использования нотариусом средств видеофиксации при совершении нотариальных действий и хранения материалов видеофиксации», который будет содержать ряд обязательных для всех нотариусов страны положений.

Во-первых, как подчеркивают в ФНП, введение видеофиксации не отразится на нотариальных тарифах. Нотариусы не получат право брать за услугу дополнительную плату.

Во-вторых, процедура не будет обязательной. Впрочем, в нотариальном сообществе уже звучат мнения, что уклонение от видеозаписи без веских причин подозрительно и нотариусу, который несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, лучше не обслуживать такого клиента.

При этом глава Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петр Герасименко допускает, что в перспективе сделать обязательной видеозапись каких-то конкретных нотариальных действий могут законодатели.

В-третьих, в «Порядке…» будут перечислены минимальные требования к качеству изображения. «Допустим, стационарная система видеосъемки размещается в кабинете 20 кв. м, – рассуждает Алексей Комаров. – Тогда нам необходимы четыре камеры по углам помещения, работающие в формате HD. Разрешение камер должно быть высокое, чтобы были видны все буквы в документе».

Кроме того, видеофиксация должна осуществляться с записью звука, так как при заверении сделки нотариус зачитывает сторонам текст документа вслух. И так же вслух стороны высказывают согласие с обязательствами сделки.

«Одна сделка по недвижимости занимает в среднем 30-40 минут, заверение завещания длится 15-20 минут. Именно эти нотариальные действия наиболее актуальны для видеосъемки, – комментирует Алексей Комаров. – Снимать целесообразно только момент, когда все стороны обсуждают документ в кабинете нотариуса.

Подготовка проекта и предварительные консультации занимают гораздо больше времени, но снимать их не надо». Таким образом, подсчитал специалист, камеры будут работать по два часа в день и более.

По мнению Алексея Комарова, логичным следует считать срок хранения видеозаписи три года. Это общий срок исковой давности.

Вопросы конфиденциальности

Между тем любая информация, связанная с совершением нотариального действия, является профессиональной нотариальной тайной и охраняется «Основами законодательства РФ о нотариате».

Кроме того, хранение видеозаписей регламентируется ФЗ «О персональных данных» и принятых в соответствии с ним подзаконных актов. И обойти эти нормы нотариусы также не вправе.

Кстати, как поясняет Петр Герасименко, за последний десяток лет в Санкт-Петербурге не было зафиксировано ни одного случая нарушения нотариальной тайны.

Текст: Игорь Чубаха    Фото: pressfoto.ru