После выступления Владимира Путина на II Медиафоруме разговоры о госрегулировании риэлторской деятельности вспыхнули с новой силой. Почему профессионалы рынка так обеспокоены этой темой, нам рассказал президент РГР Валерий Виноградов.
– Валерий Николаевич, делегаты Х Всероссийского жилищного конгресса выступили с официальным обращением к Правительству РФ с просьбой включить вас и президента Национальной палаты недвижимости Нину Карпенко в состав экспертной группы по разработке законопроекта о риэлторской деятельности. Чем вызвана эта инициатива?
– Профессионалы рынка серьезно обеспокоены тем, что, по многочисленным сообщениям СМИ, сегодня ведется работа над подготовкой и внесением в Государственную Думу РФ законопроекта о регулировании риэлторской деятельности. Но вся работа проходит без привлечения экспертов профессионального сообщества.
Поэтому мы не исключаем возможности, что закон не учтет всех необходимых нюансов и приведет к негативным последствиям вместо той пользы, которую мог бы принести операторам и клиентам рынка недвижимости.
– Вы знакомы с текстом этого документа?
– Нет. Более того, выступая на пленарном заседании Жилищного конгресса, я задал вопрос присутствующим – есть ли у кого-нибудь информация о положениях этого документа. Выяснилось, что никто из них, а это представители лидирующих на рынке компаний, крупнейших профессиональных объединений, профильных ведомств и органов власти, не видел этого проекта и не знает никаких подробностей.
– Как вы оцениваете саму идею регулирования риэлторской деятельности?
– После того как в 2002 году отменили лицензирование, были сняты все барьеры доступа новых игроков на рынок риэлторских услуг. Естественно, что наравне с профессиональными риэлторами этим бизнесом стало заниматься достаточное количество случайных людей.
И РГР предприняла целый ряд шагов для того, чтобы повысить качество работы силами самого профессионального сообщества. Мы создали систему добровольной сертификации, основой которой стали разработанные Гильдией Национальные стандарты профессиональной деятельности, зарегистрированные в реестре Госстандарта России.
Также была создана нормативная база и механизмы добровольной сертификации риэлторских компаний и аттестации специалистов. Органы по аттестации и сертификации сегодня успешно действуют на территории 42 субъектов РФ.
Мы ввели систему профессионального обучения агентов и брокеров, поскольку понятно, что такая серьезная отрасль требует серьезной подготовки специалистов.
Была разработана и внедрена целая система гарантийных обязательств перед потребителями, в частности процедуры внесудебного рассмотрения споров, необходимые для этого органы, механизмы страхования профответственности.
Появилась на рынке и понятная для потребителей система идентификации операторов рынка – единый реестр сертифицированных компаний и аттестованных специалистов, с помощью которого любой желающий легко может определить, насколько профессионален его контрагент.
Таким образом, на сегодняшний день уже созданы все необходимые элементы регулирования риэлторской деятельности: профстандарты, механизмы совершенствования работы, контроля, подготовки и обучения специалистов, обратной связи с потребителями и т. д. Все это было заложено в основу законопроекта о риэлторской деятельности, который РГР представила еще в 2012 году. К сожалению, пока все это не является обязательным для всех операторов рынка недвижимости и действует лишь на добровольной основе в рамках РГР.
– То есть вы предлагаете ввести в обязательную практику механизмы, действующие в РГР?
– Как минимум необходимо рассмотреть накопленный опыт, обобщить его, возможно – взять кое-что за основу. Ведь это не декларации, это проверенные практикой работы рынка схемы, которые годами развивались, оптимизировались и повышали качество оказываемых услуг.
Самое опасное в нынешней ситуации – поспешные, необдуманные решения, которые навредят рынку. Если, к примеру, просто взять и обязать риэлторов встать под знамя саморегулирования, то на этот бизнес могут распространиться все те же негативные тенденции, которые мы сейчас наблюдаем в строительных СРО. Это и недобросовестные объединения, занимающиеся торговлей допусками в профессию, и финансовые нарушения, и махинации со средствами компенсационных фондов.
Еще одна опасность – принять закон и ввести какие-либо требования, не обеспечив их механизмами реального контроля, как в свое время произошло с системой лицензирования риэлторской деятельности, когда на рынке продолжали действовать и черные и серые маклеры. В этом случае добросовестные компании вместо конкурентного преимущества получат только проблемы, которые затруднят их работу.
Любое госрегулирование неизбежно приведет к определенным трудозатратам – новым нормам нужно будет соответствовать. Те же, кто не захочет работать по правилам, от всех этих издержек будут избавлены. В итоге часть законопослушных компаний может просто уйти с рынка или присоединиться к теневому сегменту.
В общем, очень многое зависит от нюансов, от качества нового закона. Именно поэтому профессиональное сообщество так заинтересовано в том, чтобы принять участие в его разработке.
– Новый закон сможет оказать какое-то влияние на расценки риэлторов?
– Вряд ли. Ценообразование уже давно сформировано, расценки в России вполне соответствуют зарубежным, а там они складывались долгие годы на основании рыночного опыта и практики. На мой взгляд, 5% от суммы сделки – это оптимальная, вполне обоснованная и оправданная стоимость риэлторских услуг.
– Как вы видите дальнейшее развитие РГР? Считаете ли необходимыми какие-нибудь кардинальные изменения в связи с текущей экономической ситуацией?
– Миссия Гильдии была сформулирована еще 23 года назад, с тех пор вся наша работа идет именно в этом направлении – формирования цивилизованного рынка недвижимости. Поэтому никаких кардинальных изменений произойти не может.
Дополнительные шаги, конечно, необходимы, и в этом году часть из них мы уже сделали. К примеру, РГР стала открыта для всех компаний, профессионально работающих в России. Мы полностью сняли барьеры доступа в объединение для профессиональных участников, теперь вступать в Гильдию можно как напрямую, так и через региональные и муниципальные объединения.
– Количество членов Гильдии увеличивается?
– Безусловно. Только на недавнем Национальном совете в Саратове мы приняли в наши ряды около 40 новых компаний. Рост числа участников вполне естественен – рынок становится все сложнее, и выживать на нем можно, только объединив усилия.
Конечно, агентства будут уходить с рынка, часть агентов перейдет в другие сферы деятельности. Лучшие же профессионалы присоединятся к другим компаниям.
– Может, кто-то попытается открыть свои агентства?
– Не думаю, что эта тенденция будет хоть как-то заметна. Кризис не тот период, когда удобно открывать собственный бизнес. Даже в обычное время, как показывает практика, в течение года на рынке выживает одна из трех-пяти новых компаний. В кризис количество успешных новых проектов еще снизится.
– Как вы считаете, рынок уже достиг дна по объему сделок?
– Думаю, что да. Хотя цены в отдельных сегментах какое-то время еще продолжат снижаться.
Главное, что можно посоветовать операторам рынка в текущей ситуации, – становиться более профессиональными, более технологичными, быстро реагировать на перемены и вводить новые схемы работы. И, конечно, продолжать объединять усилия: совместные действия и совместный опыт могут очень многое дать в непростых условиях.