Сравнить 2002 год (запуск первой ФЦП «Жилище») с 2015-м (конечная точка ныне действующей программы) нам, увы, не удалось. Дело в том, что госпрограмма изначально была запущена на пять лет, но по дороге трансформировалась в ФПЦ на 2002-2010 годы. В тексте переосмысленного варианта документа в качестве базовых были зафиксированы показатели 2004 года.

Последующая версия, ФПЦ «Жилище» на 2011-2015 годы, еще не подошла к своему логическому завершению, и самые свежие сведения о ходе ее реализации датированы прошлым годом. Соответственно, мы смогли посмотреть, какова была эффективность государственной жилищной политики за последнее десятилетие.

Обеспечены тем, что есть

Количественные показатели в целом выглядят неплохо (см. таблицу 1). К примеру, годовой объем ввода жилья в стране за десять лет вырос больше чем вдвое – до 83 млн кв. м в 2014 году.

Много это или мало? На этапе решения острой жилищной проблемы в стране строить по полквадрата на человека в год однозначно недостаточно. В аналогичной ситуации в Японии ежегодно вводилось 0,9-1 кв. м жилья на человека, в США – 0,7-0,8 кв. м, во Франции и Германии – около 0,7 кв. м. Чтобы догнать страны Европы, отечественный стройкомплекс должен ежегодно сдавать в эксплуатацию около 140-150 млн кв. м жилья. В настоящее время такие объемы строительства в России даже не запланированы.

В среднем на каждого россиянина приходится почти 24 квадратных метров жилья. Но качество этих «квадратов» зачастую оставляет желать лучшего

Еще один перевыполненный показатель – среднее количество квадратных метров, приходящееся на одного россиянина: с 2004 года он вырос с 20 до 23,8 кв. м. Но и тут гордиться особо нечем. Во-первых, мы отстаем от большинства стран с развитой экономикой, где данный показатель гораздо выше. В Европе в среднем он составляет 40-70 кв. м на человека. В Австралии обеспеченность жильем вообще приближается к 90 кв. м.

Во-вторых, в 24 среднероссийских «квадрата» входит абсолютно все жилье – и городские новостройки, и аварийные развалюхи. По данным Минстроя России, 51% многоквартирных домов нуждаются в капремонте, а проживает в таком жилищном фонде 45 миллионов человек – более трети населения страны.

Условная доступность

В сентябрьском выступлении на форуме по недвижимости PROESTATE заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Олег Бетин с удовлетворением констатировал, что за десять лет возможность приобрести жилье увеличилась в три раза и сегодня 27% россиян в состоянии решить свою жилищную проблему – за счет собственных средств или с привлечением ипотеки. «Госпрограмма ставила задачу увеличить этот норматив и к 2030 году сделать так, чтобы 60% желающих приобрести жилье имели такую возможность», – обрисовал перспективы представитель Минстроя.

На деле данная цифра свидетельствует в большей степени о бурном развитии института ипотеки: если в 2004 году населению на решение жилищных вопросов было выдано в совокупности 20 млрд руб. кредитов, то в 2014-м – рекордные 1,76 трлн руб. Но воспользовались помощью банка всего миллион россиян, это примерно две трети процента от общего числа жителей страны. За десятилетие число ипотечных заемщиков составило около 5%.

Переведя с бюрократического на русский, понимаем, что в три раза выросло число россиян, устраивающих банки в качестве потенциальных заемщиков. Но это вовсе не значит, что предлагаемые кредиторами условия приемлемы для жителей страны. То есть 27% российских граждан могли бы, напрягшись, решить свою жилищную проблему, не ожидая патерналистских жестов со стороны государства. Только не делают этого.

Почему? Ответ кроется в следующей цифре – в доступности жилья, которая за десять лет фактически не изменилась. Как следует из анализа реализации программы за 2014 год, среднестатистическая семья с двумя работающими взрослыми в течение четырех лет должна откладывать весь свой ежемесячный доход, чтобы купить квартиру площадью 54 кв. м. Это даже несколько дольше, чем было в 2004 году (3,9 года). Кстати, по данным аналитического агентства RWAY, которое систематически проводит мониторинг доступности жилья в стране с детализацией по субъектам федерации, в Ленинградской области данный показатель еще выше – 5,8 года, а в Санкт-Петербурге – 7,2 года.

Но в целом и четырехлетний срок накоплений – не более чем результат изыскания теоретиков. Прежде всего потому, что применяемая методика расчета ущербна. В ней за основу принят средний, а не медианный показатель доходов российских домохозяйств. Попросту зарплату министра складывают с зарплатой ста уборщиц и выводят среднее значение, на основе которого высчитывают доступность жилья. Игнорируя тот факт, что реально доступно оно окажется только министру.

«Что имеют в виду люди, называя жилье доступным? Доступного жилья в стране нет!» – заявила в выступлении на PROESTATE председатель правления ГК «МИЭЛЬ» Оксана Вражнова. Она напомнила, что для оценки эффективности ФЦП применяется методика, которая предполагает, что семья складывает все 100% своего дохода в кубышку в надежде когда-нибудь купить квартиру или домик. В зарубежных странах для характеристики реальной картины применяется «индекс доступности жилья с кредитом» (HАI – housing affordability index), который показывает возможность среднего домохозяйства оплачивать ипотечный кредит с учетом расходов, необходимых для обеспечения текущего потребления. «В России, если посчитать по методике HАI, с ипотечными платежами показатель доступности жилья становится больше десяти лет», – утверждает Оксана Вражнова.

Льготников все меньше

Интересно, что большинство раскритикованных специалистами целевых показателей исчезли из новой редакции ФЦП «Жилище». Потому сравнить планы правительства на 2016-2020 годы по обеспечению граждан доступным жильем с прожектами 2002 и 2011 годов затруднительно. Сопоставить можно только количество семей, которые смогут рассчитывать на помощь государства (см. таблицу 2). Очевидно, что число льготников, которые могут претендовать на выделение квартиры за счет бюджета (это уволенные в запас военнослужащие, воины-интернационалисты, «чернобыльцы» и т. д.) с каждой новой редакцией ФЦП сокращается.

Кроме федеральных льготников, в рамках ФЦП «Жилище» предусмотрена подпрограмма для молодых семей. Количество счастливчиков, которым выделяются бюджетные средства на субсидии, вроде бы от года к году практически не меняется. Однако в реальности эти планы выполняются примерно наполовину. Молодежь сама отказывается от господдержки.

Государство вроде бы помогает молодежи решить квартирный вопрос. Но на деле даже с субсидией покупка квартиры неподъемна для многих молодых семей

Дело в том, что согласно условиям подпрограммы размер субсидии может составлять не более 35% от расчетной стоимости жилья. При этом норматив стоимости утверждается Минстроем России, и он далек от рыночных реалий. Так, для Петербурга в 2015 году установлен норматив в 56,4 тыс. руб. за «квадрат», тогда как, по данным БН, средняя стоимость квадратного метра колеблется в районе 100 тыс. руб. Молодая семья не потянет покупку даже с учетом субсидии.

В результате очередь за господдержкой не уменьшается. По последним данным, в ней томятся 296 тыс. льготников и 376 тыс. молодых семей. Средний срок ожидания решения жилищного вопроса тоже не улучшился – так же как и в начале 2000-х, он составляет около 20 лет.

Показатели

ФПЦ «Жилище» на 2002-2010 гг.

ФПЦ «Жилище» на 2011-2015 гг.

Показатель 2014-го к 2004 г.

Данные 2004 г.*

План на 2010 г.

Выпол-нение

План на 2015 г.

Выпол-нение на 2014 г.**

Жилищная обеспеченность, кв. м на человека

20

21,7

22,4

24,2

23,8

119%

Доступность жилья***, лет

3,9

3

4,8

4

4

102,5%

Доля семей, которые могут купить квартиру за счет своих средств и в ипотеку, %

9

30

12

30

27,5

305,5%

Объем годового ввода жилья, млн кв. м

41,2

53

58,4

71

83,6

202,9%

Доля жилья эконом-класса, %

-

-

-

60

36

60%****

* ФПЦ «Жилище» на 2002-2006 годы постановлением Правительства РФ была трансформирована в «Жилище» на 2002-2010 годы, и за начальные ориентиры были приняты данные 2004 года.
** Данные о выполнении ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы пока отсутствуют.
*** Рассчитывается для каждого региона как средняя рыночная стоимость квартиры площадью 54 кв. м, разделенная на среднегодовой доход семьи с двумя работающими взрослыми.
**** Так как в ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы данный целевой показатель отсутствовал, указываем выполнение норматива по сравнению с плановым в ФЦП на 2011-2015 годы.

Источник: сайт ФЦП «Жилище»

 

ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.

ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.

ФЦП «Жилище» на 2016-2020 гг.

Семьи льготников, имеющие право на поддержку из федерального бюджета, тыс.

205,7

81,5

53,9

Молодые семьи, тыс.

289,9

159,1

157,3

Источник: сайт ФЦП «Жилище»
 

Текст: Елена Денисенко    Фото: Алексей Александронок