На совещании под руководством вице-губернатора Игоря Албина в первых числах сентября были названы новые сроки ввода в эксплуатацию Фрунзенского радиуса Петербургского метрополитена – 20 декабря 2018 года. Казалось бы, ничего нового: именно этот дедлайн стоит в госконтракте, подписанном городом и ОАО «Метрострой». Однако ранее чиновники неоднократно заявляли, что новое метро жители Купчино и рабочие предприятий промзоны «Шушары» получат уже в декабре 2017-го.

Сдвиг по фазе

Судя по всему, при заключении госконтракта в 2012 году обе стороны просто подстраховались на случай различных форс-мажоров – пяти лет для строительства перегонов и трех станций было вполне достаточно. В 2014 году начались проблемы: в Смольном зачем-то решили демонополизировать рынок и отдали право на создание проектной и рабочей документации московской организации, слабо знакомой с петербургскими грунтами. Позднее чиновники передумали, но время было упущено.

Потом строительство Фрунзенского радиуса вновь остановилось – на сей раз из-за того, что «Метрострой» слишком быстро исчерпал лимит финансирования на 2015 год. И этот вопрос уладили, выделив генподрядчику дополнительные средства. Но задержки привели к тому, что про 2017 год теперь никто не вспоминает. 

В итоге складывается на первый взгляд парадоксальная ситуация: сдача в эксплуатацию Фрунзенского радиуса, который готов уже более чем наполовину, запланирована на девять месяцев позднее, чем ввод продолжения Невско-Василеостровской линии от метро «Приморская», строительство которого фактически едва началось.

Напомним, что на Фрунзенском радиусе еще в июле была закончена проходка первого в стране однопутного тоннеля на участке от «Шушар» до «Проспекта Славы». Теперь «Метрострой» приступил к строительству непосредственно станционных комплексов. Эти работы не такие сложные, поскольку будут производиться открытым способом (кроме «Проспекта Славы» – станции глубокого заложения). Началось и строительство метродепо «Южное», генподрядчиком здесь выступает корпорация «Трансстрой». Ввести объект в эксплуатацию планируется к 1 декабря 2017 года.

В то же время на продолжении Невско-Василеостровской линии проходка однопутного тоннеля, как сообщили БН в пресс-службе ОАО «Метрострой», начнется только в октябре. Сейчас в стартовом котловане монтируют тот же щит, который работал на Фрунзенском радиусе. Как мы уже писали, работать строителям придется в режиме аврала, и вполне возможно, что перед чемпионатом мира по футболу откроют только одну станцию – «Новокрестовскую», а остальное доделают позже. Официально об этом не говорят: ввод в эксплуатацию «Новокрестовской» и «Беговой» по-прежнему намечен на 30 марта 2018 года.

Мундиаль важнее

Причина задержки открытия новых станций в Купчино и промзоне «Шушары» лежит на поверхности: «Метрострою» придется сконцентрироваться на обеспечении транспортной доступности нового стадиона на Крестовском острове – к мундиалю, стартующему в июне 2018-го.

«В условиях финансовых ограничений нам важно правильно расставить приоритеты. Главным является подготовка города к чемпионату мира. Это обязательство не только Петербурга, но и всей России. Хотя Фрунзенский радиус находится в высокой степени готовности и я против того, чтобы сокращать объемы работ, но “Беговая” и “Новокрестовская” – это элемент подготовки к мундиалю», – так прокомментировал ситуацию вице-губернатор Игорь Албин.

Строить обе ветки с одинаковой интенсивностью «Метрострою» очевидно не под силу. Тем более что часть ресурсов вскоре придется бросить еще и на участок «Спасская» – «Горный институт». Так что купчинцам придется еще потерпеть. Им не привыкать: сроки ввода станций переносились уже не раз, а изначально их предполагалось открыть в 2015 году.

Отметим, что буквально на днях власти наконец определились с видом транспорта, который будет обслуживать пассажиров аэропорта Пулково, – федеральный центр согласился оплатить две трети стоимости аэроэкспресса, который будет следовать от Балтийского вокзала. Это означает, что планы по продлению красной ветки метро от «Проспекта Ветеранов» до аэропорта (через Ульянку и Авиагородок) будут заморожены надолго. Или им и вовсе сбыться не суждено. Впрочем, учитывая экономическую ситуацию и нагрузку на «Метрострой», может, это и к лучшему.

 

Текст: Павел Гинёв    Фото: Алексей Александронок