В поселке Шушары прошли повторные публичные слушания по проекту планировки территории (ППТ), ограниченной Шушарской дорогой, Новгородским проспектом, Пушкинской улицей и рекой Волковкой. Эти земли – в прошлом сельскохозяйственного назначения – лежат западнее существующего жилмассива. На 118 гектарах компания «Лидер Групп» собирается за 20 лет построить 1,1 млн кв. м жилья, социальную и торгово-развлекательную инфраструктуру. В настоящее время в Шушарах насчитывается около 27 тысяч жителей, но с учетом уже строящихся сейчас объектов к концу 2017 года население вырастет примерно до 50 тысяч человек. Новый проект «Лидер Групп» прибавит еще 32 тысячи. 

Социальный профицит

Впервые данный ППТ был представлен в декабре прошлого года и встречен жителями Шушар в штыки, причем их поддержали и представители Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Главной претензией стало недостаточное количество объектов социальной инфраструктуры и возможные проблемы с транспортной доступностью новых кварталов. Инвестор пообещал привести проект в соответствие с региональными нормативами градостроительного проектирования (РНГП), доработал его и вновь представил на суд общественности.

Впрочем, настроение публики изменилось мало: большинство по-прежнему бурно протестовало против планов застройщика. Кое-кто принес даже плакаты, на которых было написано «Сначала дороги – потом ППТ», хотя с точки зрения законодательства это выглядело абсурдно: без утвержденного ППТ компания при всем своем желании ничего построить не может.

Отметим, что генеральный директор «Лидер Групп» Руслан Юсупов, лично прибывший в Шушары, держался очень уверенно и старался не поддаваться эмоциям. По его словам, плотность застройки в новом квартале будет в 2,5 раза ниже, чем в нынешнем жилмассиве. Дома в основном будут 12-этажными, с доминантами в 19 этажей, а социальной инфраструктуры запланировано даже с профицитом, то есть больше, чем предусмотрено требованиями РНГП. К тому же Руслан Юсупов пообещал, что строительство первой общеобразовательной школы, совмещенной с детским садом, начнется одновременно с возведением пилотного корпуса. А в дальнейшем компания построит еще две поликлиники, взрослую и детскую, и разобьет парк.

Эксперты к перспективам нового проекта-миллионника относятся со сдержанным скептицизмом. «Если девелоперу удастся создать не еще одну оторванную от мегаполиса “деревню”, а вменяемую городскую среду, то проект может найти своего покупателя. Если нет – то я не уверен, что даже на самое дешевое жилье в нынешних условиях сохранится спрос. Доступного по цене и не самого качественного предложения и так слишком много на первичном рынке. А вскоре оно начнет появляться, да собственно и уже появляется, на вторичном. То есть конкуренция еще больше возрастает», – считает главный аналитик ГК «БН» Сергей Бобашев.

СПАД неизбежен

Если по поводу социальных объектов к застройщику вряд ли могут возникнуть претензии, то транспортная доступность будущего микрорайона, мягко говоря, неоднозначна. Выезд на основную магистраль, связывающую поселок с Петербургом, а также с Царским Селом, – Витебский проспект – сейчас всего один. В часы пик выехать отсюда очень непросто, да еще и сам проспект периодически встает наглухо.

«Лидер Групп» обещает построить три дополнительных выезда из поселка: Пушкинскую и Старорусскую улицы и Шушарскую дорогу, которую предполагается продлить до Витебского проспекта. Вот только нагрузка на него в результате только возрастет.

Жилмассиву остро необходим еще один выезд – через Шушарскую дорогу на Петербургское шоссе. Однако, как пояснил Руслан Юсупов, сделать компания ничего не может. «Мы понимаем необходимость альтернативного выезда, но соваться туда нам запретили, поскольку к западу от Шушар пройдет скоростная платная автодорога Москва – Петербург (СПАД), ее строительство скоро начнется. Так что вернуться к этому вопросу можно будет только в 2018 году», – посетовал он.

Совершенно не факт, что построить второй выезд компании будет под силу и через три года: очевидно, скоростная магистраль отрежет Шушары от Пулковского и Петербургского шоссе, а строить тоннель или эстакаду через СПАД будет слишком дорого.

Так что, возможно, именно дорожно-транспортный вопрос – самое слабое место проекта – будет препятствием для его утверждения. Окончательное решение – за городским правительством, которое вскоре вынесет свой вердикт с учетом мнения жителей. 
 

Текст: Павел Гинёв    Фото: Алексей Александронок