Все российские рынки в большей или меньшей степени зависят от мировых цен на нефть. Ипотека – не исключение.

Когда рубль – слабак

Ситуацию на валютном рынке трудно назвать благополучной. «Ослабление номинального эффективного валютного курса рубля за январь 2014 года – июль 2015 года к евро составило 17%, к доллару США – 42%», – говорится в последнем докладе Центробанка.

При этом с начала августа рубль к доллару потерял еще 15%.

Новостные ленты информагентств тиражируют комментарии финансовых аналитиков. Эксперты поясняют, что причиной ослабления рубля служит зависимость валютных котировок в России от нефтяных цен. При этом ситуацию усугубляют спекулянты, играющие на понижении рубля. А, кроме того, доллары активно покупают российские компании, которым в сентябре предстоят крупные внешние выплаты по займам.

«Предложение нефти растет, только снятие санкций с Ирана, по некоторым оценкам, дает снижение цены барреля на 8-10 долларов, – констатирует начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков. – Еще важный фактор – неоднозначная ситуация в китайской экономике».

«В том случае, если нефть снизится к отметкам 30-40 долларов за баррель, то вполне можно ожидать ослабления рубля до 80-90 против доллара», – в свою очередь предупреждает главный аналитик «Нордеа Банка» Дмитрий Савченко.

При этом активизация падения цен на нефть по времени совпала с пятым в нынешнем году решением по снижению ключевой ставки Банком России на 0,5 процентных пункта – до 11%.

И в зарубежных СМИ уже появились прогнозы, что Центробанк будет вынужден пойти на попятную. В частности, о возможном росте ключевой ставки сообщило агентство Bloomberg.

С ипотечной точки зрения

Уточним, в следующий раз судьба ключевой ставки будет решаться 11 сентября: на эту дату запланировано заседание совета директоров Банка России. Правда, в декабре минувшего года, когда на финансовом рынке страны царила паника из-за роста доллара, Центробанк провел внеочередное заседание. Тогда ставка была увеличена сразу на 6,5 процентных пунктов.

И закономерным оказывается вопрос: насколько далеки от истины зарубежные эксперты. Не следует ли нам готовиться к повышению ставки.

Данный вопрос крайне важен для рынка недвижимости по многим причинам. Прежде всего, потому, что параметры ключевой ставки напрямую влияют на процентные ставки по несубсидируемой государством ипотеке.

Напомним, после повышения ключевой ставки до 17% в декабре прошлого года средние ставки по наиболее популярным ипотечным программам взлетели до 18,88-20,42%. А часть банков вообще остановила выдачу жилищных кредитов или подняла ставки до запретительных, то есть заведомо отпугивающих потенциальных клиентов.

При этом косвенно высокая ключевая ставка влияет и на субсидируемую ипотеку. Поскольку объемы финансирования программы государством остаются неизменными, сократится само число выдаваемых льготных жилищных кредитов.

Впрочем, большинство российских экспертов уверены, что текущее падение рубля слабо связано с проводимой ЦБ политикой по снижению ключевой ставки. «Принципиально снижение ключевой ставки, через транзакционный механизм, снижает уровень ставок в экономике, что делает рубль менее привлекательным для валютных дилеров и всех, кто принимает решение, в какой валюте держать деньги. Тем самым уменьшается спрос на валюту, – полагает директор центра стратегической координации “Росбанка” Дмитрий Смирнов. – Но в данном случае влияние ключевой ставки на курс рубля намного слабее, чем влияние на него нефтяных цен и просто настроений на рынке».

«Ставка – это, по своей сути, цена рубля. Когда в декабре прошлого года Банк России резко поднял ключевую ставку, он сделал рубль дорогим и тем самым простимулировал продажи валюты. Каждое снижение ставки делает рубль дешевле и доступнее, становится проще занять рубли, чем получить их, продав имеющуюся валюту, – вторит Дмитрий Лепетиков. – Но ставка сейчас – не ключевой фактор удешевления рубля».

Нижний порог

Более того, как поясняет аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, с точки зрения поддержки экономики со стороны ЦБ РФ требуется дальнейшее снижение ключевой ставки.

Соответственно, при сохранении текущей макроэкономической обстановки 11 сентября эксперт ожидает ее корректировки, пусть и незначительной. «Для повышения ставки, полагаем, снижение цен на нефть и последующее падение курса рубля должно быть еще существеннее», – резюмирует аналитик.

«Сейчас следует говорить о том, что из-за роста курса валют ЦБ может остановить снижение ставки. О повышении пока речь не идет», – уверен и финансовый аналитик ФГ «Доходъ» Владимир Киселев.

То есть, при текущих ценах на нефть для сдерживания курса доллара ЦБ будет использовать другие инструменты. «Прежде всего, будут задействованы инструменты РЕПО, могут проводиться мероприятия “тонкой настройки”, ставку на ближайшем заседании ЦБ с большей вероятностью сохранят неизменной, – рассуждает главный аналитик “Нордеа Банка” Дмитрий Савченко. – Поддержка рубля через интервенции возможна в самых крайних случаях и будет оказана в том случае, если будет очевидно, что на рынке эмоции и иррационализм взяли верх. Однако это будет разовая акция».
Другое дело, что нефть может продолжить дешеветь.

«Скорее всего, вначале ЦБ начнет словесные интервенции, заявив, что дальнейшее снижение ставки невыгодно экономике, и тем самым мотивировав валютных спекулянтов закрывать сделки, – допускает управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. – Но в случае дальнейшего падения цен на нефть повышение ключевой ставки останется единственным решением – вряд ли это произойдет, если цены на нефть не опустятся до 40 долларов за баррель».

Отметим, что опрошенные БН эксперты не ожидают снижения стоимости нефти ниже 40долларов за баррель в обозримом будущем.

Текст: Игорь Чубаха    Фото: pressfoto.ru