Ровно девять лет назад – в августе 2006 года – начался демонтаж морально устаревшего стадиона имени Кирова. А в 2007-м официально стартовало строительство новой арены. Петербургская «стройка века» прославилась на всю страну и даже за рубежом – увы, в основном из-за бесчисленных скандалов, сопровождавших ее вплоть до последнего времени. Проект регулярно и безудержно дорожал, несколько лет вообще работы не велись. Все это стало объектом множества шуток и интернет-мемов.

Две крыши

В 2013 году наконец произошли перемены к лучшему: проект доработали, Смольный определился с финансированием, а генподрядчик – корпорация «Трансстрой» – активизировала работы непосредственно на объекте. С тех пор строительство велось в ударном темпе, и на сегодняшний день готовность арены приблизилась к 80%. Но самое главное – удалось выполнить одну из труднейших в техническом отношении задач: завершен монтаж стационарной крыши. Ее вес – 23 тысячи тонн – перенесен с временных опор на 40 вант, натянутых на восемь пилонов.

Теперь, в течение месяца, временные опоры будут демонтированы и вывезены за пределы стадиона. Тем временем продолжаются работы по установке раздвижной кровли. Она будет состоять из двух половинок, которые передвигаются по специальным рельсам – так называемым ездовым фермам. В сдвинутом состоянии крыша поможет поддерживать внутри чаши постоянную температуру от +7 до +18 °С и, разумеется, препятствовать попаданию осадков внутрь.

Главный вход на стадион. Слева и справа - портики, оставшиеся от старой арены им. С. М. Кирова

На сегодняшний день уже смонтирована большая часть инженерных сетей, фасадного покрытия и витражей арены. В активной фазе – отделка трибун и установка кресел, монтаж лифтов и эскалаторов, инженерных сетей и систем выкатного поля, обустройство зоны первичного контроля доступа и благоустройство стадиона. В общем, финиш уж совсем близко.

Правда, сдача стадиона, назначенная на 27 мая будущего года, видимо, станет довольно формальным мероприятием. После этого будут продолжены пусконаладочные работы, которые, скорее всего, продлятся до конца 2016 года. Так что сыграть на новой арене «Зенит» сможет в лучшем случае в феврале-марте 2017-го.

Метро для стадиона

До сих пор не решен вопрос с названием стадиона. По словам главы Комитета по строительству Михаила Демиденко, рассматриваются четыре варианта, прямо скажем, довольно банальные: «Петербург-Арена», «Зенит-Арена», «Газпром-Арена» и «Крестовский». В честь газового монополиста сооружение будет названо, очевидно, в том случае, если он возьмет объект в управление. Но дело это довольно затратное – эксплуатация стадиона, по подсчетам чиновников, может обойтись в 600-700 млн руб. в год. Совершенно не факт, что их удастся окупить, так что передача арены Газпрому (или футбольному клубу «Зенит») для Смольного – самый удачный вариант.

Отметим, что к моменту открытия стадиона не вся сопутствующая инфраструктура будет готова. Пешеходный мост в створе Яхтенной улицы возводить даже не начинали. Конкурс на строительство продолжения Невско-Василеостровской линии метро объявлен несколько дней назад, и метростроевцам придется очень постараться, чтобы успеть сдать станцию «Новокрестовская» к июню 2018 года, когда стартует чемпионат мира по футболу. Кстати, существует вариант (хотя он пока не подтвержден официально), согласно которому в 2018-м поезда пустят только до «Новокрестовской», а «Беговую» доделают и откроют позже.

Так что первое время болельщикам придется добираться до новой арены по старинке – через Приморский парк Победы. Впрочем, думается, большинство согласны будут еще потерпеть: новый стадион строится долго, и многие давно потеряли уверенность, что его вообще когда-нибудь достроят.
 

Текст: Павел Гинёв    Фото: предоставлено пресс-службой компании «Трансстрой», Алексей Александронок