О взаимоотношениях петербургских властей и строителей, об административных барьерах в отрасли и о состоянии рынка новостроек рассказал БН новый президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», первый заместитель генерального директора «Группы ЛСР», председатель Наблюдательного совета Гражданского Жилищного Форума Александр Вахмистров.

– Александр Иванович, инициативы сверху в последнее время носят характер довольно радикальный с точки зрения последствий для рынка недвижимости. К примеру, готовы ли строители к поэтапному запрету долевого строительства?

– Пока все эти инициативы на предварительном этапе, на уровне идей, и никакие конкретные проекты документов не появились. Но логика вполне понятна: есть вероятность обострения данной проблемы в сегодняшних непростых экономических условиях, поэтому никто не заинтересован множить число обманутых дольщиков. Этой проблемой в первую очередь озабочены власти тех регионов, где ведется активное жилищное строительство. Разумеется, если будет принято такое решение, то мы, как люди законопослушные, станем его исполнять.

Но конечный результат такой инициативы всем очевиден. Все это приведет к снижению объемов строительства и к росту стоимости жилья. Такого большого объема кредитования, как деньги дольщиков, никому из строителей в банках не получить, поэтому любая компания будет вынуждена сокращать свои объемы. Рынок покупателя быстро превратится в рынок продавца, а жилье станет еще менее доступным…

Моя позиция: сейчас не время для таких экспериментов – с точки зрения текущей экономической ситуации момент выбран не самый подходящий.

– Есть другой способ обезопаситься от появления обманутых дольщиков в кризис?

– Я предложил бы властям более детально проанализировать деятельность застройщиков. Нужен жесткий контроль за соблюдением всех существующих требований законодательства. Пусть говорится, что жесткость наших законов компенсируется их неисполнением, – тогда надо добиться, чтобы исполнение было контролируемым. Если застройщик полностью соблюдает ФЗ-214, то и риски для граждан минимальны.

– Давайте обратимся к региональному уровню. Новая идея городских властей – закрепить за каждым дееспособным застройщиком один из проблемных объектов. Как вам такое обременение?

– С нами пока никто не обсуждал эту схему. Возможно, какое-то право на жизнь она имеет. Но мы строим дома, законопослушно преодолеваем массу административных барьеров при получении разрешительной документации, далее должны построить садики и школы, подарить их городу и вдобавок заплатить на них налоги. За инженерию также платим по установленным расценкам, иногда – дважды, как в случае с Ленэнерго. Дороги вскоре тоже должны будем строить. То есть застройщики уже практически вышли на полный цикл самообеспечения. И плюс к тому должны будем достраивать проблемные объекты? Объем социальной нагрузки не может быть бесконечным.

– Город вроде бы взамен обещает повышенное внимание к застройщикам, прорабатывается возможность предоставления бесплатной земли под застройку…

– На сегодня это невозможно. Есть жесткие требования Земельного кодекса РФ: земля под жилье предоставляется только через торги. Под спортивные, социальные, промышленные и другие объекты целевое выделение возможно. Но получить в награду бесплатную землю под социальный объект, чтобы потом подарить его городу?

Мы готовы выслушать какие-то предложения, только пока механизмы этой схемы непонятны.

– Вы много лет проработали в отрасли в качестве чиновника и, как говорится, глубоко в теме. Насколько сейчас градостроительные процессы в Петербурге предсказуемы, а взаимоотношения властей и строителей прозрачны?

– Насчет предсказуемости и прозрачности недавно на страницах одного из СМИ честно высказался председатель Комитета по строительству Михаил Васильевич Демиденко. Его мнение звучало примерно так: инвесторы последние два года промаялись на голодном пайке, и голодный инвестор теперь готов на любые условия города…

В любом случае диалог должен быть. Строители – те же жители нашего города. В последнее время этого диалога практически не было, хотя со всеми вице-губернаторами мы периодически встречались и обозначали назревшие проблемы. Все узкие места давно названы и определены: высокие административные барьеры, затяжной характер согласования ППТ, выдачи градпланов, проблемы с монополистами... К сожалению, пока все это осталось.

– Будучи вице-губернатором Петербурга по строительству, вы и сами боролись за снижение административных барьеров в отрасли. Насколько они сейчас высоки для застройщиков?

– Могу ответить по опыту работы нашей компании в шести регионах (Петербурге, Ленобласти, Москве, Московской области, Екатеринбурге и Свердловской области). Как ни грустно звучит, по комфорту работы наш город в этой шестерке – на последнем месте. Возьмем соседний регион, Ленобласть: здесь стало легко работать, градостроительный порядок – понятный и простой, это могут подтвердить все областные застройщики. Еще недавно здесь были свои проблемы, которые пришлось решать властям, – это высокоплотная и высотная застройка, отсутствие социальной инфраструктуры и пр. Но они договорились с инвесторами, результат – 47-й регион строит сейчас всё больше и по объемам строительства скоро догонит Петербург.

Административные барьеры в Петербурге пока традиционно высоки, новые требования какие-то надуманные и вводятся непонятно зачем.

Вот недавний типичный пример. Мы подали заявку на получение градплана участка в рамках утвержденного ППТ, причем не на жилье, а на торговую функцию, в полном соответствии с генпланом. Градплан – это технический документ, он должен выдаваться автоматически. А власти, как оказалось, на одном из недавних совещаний приняли решение, что на всех, кто подает заявку на градплан, должны составляться досье. В итоге мы получаем из комитета по инвестициям, в функции которого как бы входит обязанность помогать инвесторам, запрос – сообщить о себе все положенные сведения.

Мы, конечно, заполнили эту табличку. Но я не удержался и написал вдогонку письмо о том, что налицо появление еще одного административного барьера. «Группа ЛСР» – публичная компания, вся информация о нас – о выручке, прибыли, убытках, налогах – всё публикуется на сайте в открытом доступе. И какая разница будет между табличками, которые заполнит собственник земли – физлицо, без выручки и объемов, и холдинг с многомиллиардными оборотами? Собственнику земли просто обязаны выдать градплан как документ, характеризующий, что на этом участке можно будет построить.

Поэтому диалог нужен – мы зачастую не понимаем тех регламентов, которые вновь создаются. Хотелось бы, чтобы власть нас слышала, ведь из-за таких надуманных регламентов значительно удлиняются сроки строительства будущих объектов.

– В качестве нового президента НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» собираетесь встречаться с вице-губернатором Игорем Албиным? Какие первоочередные проблемы будете обсуждать?

– Игорь Николаевич Албин сравнительно недавно начал работать в роли вице-губернатора по строительству, ему нужно войти в курс дела. А встречаться обязательно будем. Проблемы всё те же, новые вряд ли будем обозначать.

Например, острым по-прежнему остается вопрос передачи застройщиками социальных объектов на баланс города. Вот «Группа ЛСР» два готовых садика передает начиная с февраля месяца. И я не уверен, что 1 сентября туда пойдут дети. Для сравнения: в Ленобласти в прошлом году мы ввели восемь детсадов. Условно говоря, в декабре объекты сдали – в феврале-марте туда уже пошли дети.

Мы неоднократно поднимали эту тему и на всех уровнях получали обещания, что будут приняты соответствующие поправки в законодательство. Но их по-прежнему нет: ни изменений в ФЗ-214 о бесплатной передаче детсадов, ни, самое главное, поправок в НК РФ, который дарение городу приравнивает к взысканию с застройщиков 20-процентного налога.

– В кризис 2008-2009 годов Смольный разработал целую антикризисную программу для строителей (введение каникул по инвестплатежам, упрощенный порядок ввода домов, продление сроков строительства без штрафов и пр.). Сейчас ждете каких-то послаблений от власти?

– Сейчас особой потребности в такой программе нет, да и кризис – уже не первый. При этом он не столько естественный, сколько искусственный – политические причины превалируют над экономическими.

Кроме того, инвесторы в кризисный 2015 год вышли с определенным профицитом – у всех хорошо шли продажи в 2014-м. И сейчас задача любого застройщика, и крупного, и небольшого, – достраивать дома в рамках проданных объемов. Поэтому новые очереди, в том числе и нами, сейчас в продажу выводятся очень аккуратно. А планы по вводу объектов в эксплуатацию все стараются интенсифицировать. Мы, например, на полгода раньше срока сдали три корпуса в ЖК «Смольный парк», на два месяца – восемь корпусов ЖК «Новая Охта». Чем меньше срок строительства – тем меньше издержек. Многие компании сейчас настроены на опережение планов по вводу домов.

Ситуация на рынке сейчас, конечно, сложная. Но не настолько, чтобы была необходимость принятия, как в прошлый кризис, каких-то оперативных решений со стороны властей. Поэтому антикризисный пакет не нужен, необходим лишь постоянный мониторинг ситуации.

– У застройщиков по сравнению с прошлым годом резко уменьшилось количество сделок. Вы в начале года сами озвучили три возможных прогноза развития событий в 2015-м: падение спроса на 50%, на 70% и полная остановка всех продаж на короткое время. Ситуация, судя по всему, пошла по оптимистичному сценарию? И этим можно объяснить тот факт, что за семь прошедших месяцев резкого уменьшения вывода новых объектов на рынок не произошло?

– Продажи в текущем году упали у всех застройщиков, весь рынок просел – это объективная реальность. Сейчас к тому же лето – традиционно неурожайные месяцы. Но в целом показатели – вполне приемлемые. Ожидаю, что по итогам года по общему количеству сделок мы выйдем на 50% по отношению к 2014-му. А по сравнению с 2013-м этот показатель будет примерно таким же.

Что касается вывода новых объектов, то потенциал у спроса еще есть. Покупательский интерес остался: об этом нам говорят маркетологи, опираясь на анализ количества и тематики звонков. Кроме того, государством абсолютно правильно и вовремя была запущена программа по субсидированию процентных ставок.

Спроса на уровне 2014 года, разумеется, уже не будет. Даже если произойдут резкие валютные колебания (а сейчас наблюдается тенденция к удешевлению рубля), все равно прошлогодний сверхспрос, когда валютные активы массово превращались в недвижимость, больше не повторится. Сейчас держатели валютных средств более подготовлены к таким встряскам, чем в декабре прошлого года.

– Судя по жарким дискуссиям на наших форумах, одно из ожиданий многих читателей БН – это грядущее снижение цен. Некоторые застройщики уже отметились щедрыми предложениями и дают скидки по полмиллиона рублей и больше...

– Я не вижу предпосылок и не жду снижения цен, поэтому мне трудно что-то сказать. Чудес не бывает. Да, многие застройщики сейчас ведут активную маркетинговую политику. И будут и дальше предлагать покупателям интересные схемы скидок и рассрочек на конкретные объекты, на конкретные квартиры. Но к обвальному снижению цен это отношения не имеет – себестоимость строительства никуда не делась и подтягивается все выше и выше. Плюс инфляция и другие факторы. Так что в рамках скидок цены можно снижать лишь до определенного порога.

Да и не думаю, что все будут рады обвальному снижению цены в каком-то проекте: это лишь будет означать, что с ним не все в порядке и застройщику нужны деньги любой ценой. А значит, резко возрастают риски покупателя. Если увидим, что в каких-то объектах Петербурга цены упали ниже 50 тыс. руб. за кв. м, а в новостройках Ленобласти ниже 40 тыс. руб. за «квадрат», – всё, можно кричать караул.

– Вас, по слухам, пришлось долго уговаривать занять пост президента Объединения строителей Санкт-Петербурга. Все застройщики теперь надеются, что наладится конструктивный диалог со Смольным…

– В каждом слухе есть доля правды. Отвечу так. Максим Валерьевич Шубарев возглавлял Объединение строителей семь лет. А сейчас его желания совпали с моими возможностями.

В сегодняшней ситуации диалог необходим, пауза во взаимоотношениях между властью и бизнесом не может продолжаться бесконечно долго. Мы ждем, что Игорь Николаевич Албин во всем разберется и начнет принимать взвешенные решения.

– А у вас самого не возникало мысли вернуться обратно во власть, чтобы поделиться с нынешними строительными чиновниками своим богатым опытом?

– У меня и так сегодня слишком много дел – все-таки мы крупнейшая компания с численностью 15,5 тысячи человек, оборотом в 100 млрд руб., работающая в шести российских регионах и ближнем зарубежье. Что касается чиновников – то они научатся, они обязательно научатся.

– В конце сентября – начале октября в Петербурге в рамках Гражданского Жилищного Форума пройдет Всероссийский жилищный конгресс, который ежегодно проводит ГК «Бюллетень Недвижимости» при поддержке правительства Санкт-Петербурга. Насколько велика значимость таких мероприятий для участников рынка?

– Всероссийский жилищный конгресс интересен прежде всего тем, что это прекрасная площадка для обмена мнениями и возможность для профессиональных участников не только быть услышанными властью, но и получить новые знания, опыт и увезти с собой новые идеи для развития бизнеса. На протяжении многих лет конгресс является эффективной площадкой для диалога всех заинтересованных участников рынка недвижимости. Успех подобного рода мероприятий, на мой взгляд, в первую очередь обусловлен актуальностью обсуждаемых вопросов и высоким уровнем участников.

– Каких практических результатов можно ждать от таких мероприятий?

– Важно, чтобы благодаря насыщенной программе мероприятий конгресса была достигнута его основная цель – состоялся эффективный диалог бизнеса, власти и, конечно же, жителей города, а также были намечены пути решения ряда острых проблем рынка.
 

Текст: Александр Смирнов    Фото: Алексей Александронок