В рамках традиционного объезда городских территорий корреспонденты БН решили выяснить, как живется в одном из наиболее динамично растущих городских округов.
Что там горело?
Есть несколько версий происхождения названия Горелово. По одной из них, когда-то вдоль Нарвского тракта стояла деревня Константиновка, полностью сгоревшая в результате лесного пожара. По другой – в этой местности заготавливали бревна для строительства петербургских мостовых, и здесь же пылали костры, в которых сжигали оставшиеся после вырубки ветви деревьев.
После Великой Отечественной войны в Горелово начали возводиться предприятия стратегического и оборонного назначения, характерный пример – ВНИИтрансмаш.
Это привело к некоторому росту ведомственной жилой застройки и одновременно увеличило площадь дачных участков, которые выделялись работникам производств. С тех пор дачи и садоводства все советские годы только разрастались. Даже на сегодняшний день, несмотря на то, что некоторые из них уже ликвидированы, в МО зарегистрировано 41 садоводческое и огородническое товарищество.
Еще одним интересным фактом в истории Горелово является то, что со времен СССР и по сей день в этой местности активно селились представители цыганских общин, традиционно выбирающие местом жительства дома ИЖС.
Точка на карте
Территориально МО Горелово расположено достаточно выгодно для строительства нового жилья. От большого города округ находится примерно на том же расстоянии, что и давно застроенная и обжитая Сосновая Поляна. Однако серьезные проблемы с инфраструктурой, которые по мере развития жилищного строительства только усугубляются, не лучшим образом влияют на качество жизни.
Одна из главных проблем – транспортная доступность. Горелово «нанизано» на единственную крупную магистраль, связывающую ее с городом – Красносельское шоссе, переходящее в Таллинское за развязкой КАД.
Эти шоссе давно перегружены, ведь именно по ним в центр едут жители с южной оконечности Петербурга, в частности – из Красного Села. Причем последним до города добираться гораздо комфортнее, чем пассажирам из Горелово. Ведь если в Красное Село большинство автобусов и маршруток даже в утренние часы пик приходят полупустыми, то жители Горелово вынуждены штурмовать уже плотно заполненный транспорт.
Автомобилистов спасает КАД, хотя с утра и сюда попасть бывает крайне непросто – транспортные проблемы этих территорий усугубились в последние 5-7 лет. Единственная дорога, по которой автомобилисты из кварталов новостроек могут попасть на Красносельское шоссе, а дальше на КАД – Колобановская улица, длиною всего несколько сотен метров. Но преодолевать их иногда приходится не менее получаса. А нередкие ДТП могут увеличить это время в несколько раз.
Недавно свершилось событие, которого жители Горелово ждали уже несколько лет. На пересечении Колобановской улицы с Красносельским шоссе появился полноценный перекресток со светофорами. Правда, их уже примерно месяц не могут ввести в эксплуатацию, но рано или поздно это все-таки произойдет. Тогда хотя бы одной проблемой здесь станет меньше – чуть ли ни ежедневные ДТП сойдут на нет, а длина очередей в автомобильных пробках сократится.
Но чтобы существенно улучшить транспортную доступность территории, необходимы более серьезные меры, как минимум – пробивка улицы Коммунаров до Волхонского шоссе и расширение Таллинского и Красносельского шоссе. По данным администрации МО, эти работы планируются, однако «сроки реконструкции не определены».
Где жить?
Жилой фонд муниципального округа формируют порядка 80 многоквартирных домов и 2 тысячи домов частного сектора. На сегодняшний день в округе проживает около 25 тысяч человек.
Многие индивидуальные строения для постоянного проживания возникли в границах садоводств, некоторые, в том числе и весьма дорогие коттеджи, выросли на участках бывших дач.
Характерный пример – живописная территория, ограниченная улицами Дачная, Набережная и Заречная. Здесь сконцентрирована существенная часть местной «малоэтажки», и соседство древних огородов с современными коттеджами за высокими заборами – обычное дело.
По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», сегодня на продажу здесь выставлены самые различные объекты, от летних каркасных дач за 1,1 млн руб., до коттеджей почти за 20 млн с приусадебными постройками в комплекте (баня, сараи, гараж, летняя кухня и прочее).
Фоторепортаж (18 фото)
В качестве промежуточных вариантов – приспособленные под круглогодичное проживание деревянные и газобетонные дома ИЖС с автономным отоплением. Цены в зависимости от характеристик объекта варьируются в основном диапазоне 3-5 млн руб.
Несмотря на то, что ведомственное жилье в Горелово начали возводить еще в послевоенные годы, большая часть домов советской постройки выросли в 60-70-е годы. Эти многоквартирные здания концентрируются в двух кварталах, ограниченных улицами Полевой, Коммунаров, Колобановской и Красносельским шоссе. Всего около двух десятков различных панельных домов (от хрущевок до кораблей), с редким вкраплением кирпичных пятиэтажек.
Еще несколько современных панельных зданий появилось уже в XXI веке, но активный виток новой массовой жилой застройки начался несколько лет назад со строительства ЖК «Дудергофская линия» (всего около 20 монолитно-каркасных и панельных домов). Основная часть из них сегодня уже построена и введена в эксплуатацию, что сразу же заметно увеличило население Горелово и объемы выставленного на продажу жилья.
В итоге сегодня цены на однокомнатные квартиры в «хрущевках» начинаются с 2,9 млн руб., 24-метровые студии в современных «панельках» предлагаются от 2,2 млн, 47-метровую «двушку» в монолитной 16-этажке можно приобрести за 4-4,5 млн.
Для муниципального округа со сравнительно небольшим объемом жилого фонда предложения много – так называемые «инвесторские квартиры» в новых ЖК активно выходят на рынок.
Петербург плюс Ленобласть
Еще один масштабный проект стартовал по соседству с домами «Дудергофской линии», но формально он уже не относится к Петербургу.
Проект «Новогорелово» реализуется на землях МО Виллозское сельское поселение Ленобласти. На участке более 66 га предполагается построить более 500 тыс. кв. м жилья и ряд объектов социальной инфраструктуры, включая школы и детские сады.
Несмотря на то, что часть жителей «Дудергофской линии», также возведенной на областных землях, в свое время все-таки получили городскую прописку, будущим «новогореловцам» на это рассчитывать вряд ли стоит. Хотя уже сегодня очевидно, что за их счет нагрузка на социальную, торговую и транспортную инфраструктуру Горелово в очередной раз возрастет.
Ситуация с принадлежностью земель в МО вообще непростая. Даже в самом центре Горелово находится участок «чужой земли» (принадлежит тому же Виллозскому сельскому поселению) – на нем построен гипермаркет «О`Кей».
Характерно, что даже на официальном сайте МО Горелово в паспорте муниципального образования в графе «Проблемы» значится – «Неопределенность в принадлежности территорий».
Где покупать и как учиться?
Чего в этом МО в избытке, так это дилерских автомобильных салонов. Вдоль Таллинского шоссе уже расположились центры Фольксвагена, Рено и Хонды, ведется строительство еще нескольких салонов.
Также на территории округа действует целый ряд производственных предприятий, один из крупнейших сельхозпроизводителей ЗАО «Предпортовый», ФГУП «419 авиационный ремонтный завод» и ВНИИтрансмаш. В исторической местности Торики имеется воинская часть, а на севере Горелово – в Старо-Паново – обширные территории заняты складскими и промышленными зонами. Многие промзоны сегодня находятся в полузаброшенном состоянии.
После появления в Горелово двух гипермаркетов – «Ленты» и «О`Кея» – ситуация с торговыми заведениями здесь стала относительно неплохой. Другое дело, что поход в эти магазины для большинства жителей МО превращается в своеобразный квест.
Если до «О`Кея» еще можно добраться пешком, перейдя шоссе на единственном пешеходном переходе со светофором, а потом преодолев около полукилометра по разбитой грунтовой дороге вдоль заброшенного поля, то до «Ленты», расположенной всего в одной остановке от кварталов новостроек, пешком вообще не дойти. Ни одного способа преодолеть развязку КАД для пешеходов не предусмотрено. Приходится садиться на автобус или маршрутку, после чего взбираться на надземный пешеходный переход уже перед самой «Лентой» – только таким образом покоряется неприступное Таллинское шоссе.
Взрывной рост населения Горелово привел к ожидаемым проблемам с нагрузкой на объекты социальной инфраструктуры.
Здесь не хватает школ, практически невозможно попасть в детский сад (жителям Горелово приходится возить детей в садики Сосновой Поляны), а очереди в поликлиники впечатляют даже на фоне самых сложных в этом плане городских районов. Еще одним поводом постоянных жалоб жильцов является недоукомплектованность единственного отделения полиции, которое физически не в состоянии эффективно поддерживать охрану порядка на сложной и протяженной территории округа.
Резюмируя все сказанное, можно прийти к выводу, что, несмотря на неплохой потенциал в плане развития и наличие масштабных жилищных проектов, на сегодня Горелово все еще остается довольно запущенной в плане градостроительного планирования территорией. Это становится главной причиной не очень высокого качества жилой среды. Вероятно, проекты КОТ частично смогут решить стоящие перед округом проблемы. Но не факт, что этого будет достаточно.
Средние цены по типам домов
Тип дома | Руб./кв. м |
---|---|
Кирпич | 80 264,6 |
Кирпич- монолит | 79 328,6 |
Монолит | 80 790,0 |
Монолит-панель | 77 378,8 |
Старая панель | 74 266,4 |
Средние цены по типам квартир
Число комнат | Руб./кв. м |
---|---|
Одна | 83 567,8 |
Две | 75 493,0 |
Три | 69 402,9 |
Четыре | 69 411,0 |
Студия | 92 757,2 |