О том, что продолжение Невско-Василеостровской линии метро от «Приморской» до «Беговой» не получится сдать до чемпионата мира по футболу (стартует в середине июня 2018 года), специалисты говорят уже больше года. Главный довод: чтобы успеть, начинать нужно было еще в марте прошлого года. Однако по факту выполнены только подготовительные работы, а конкурс на основные не объявлен до сих пор.

В ожидании конкурса
ОАО «Метрострой» на сегодняшний день завершил работы по выносу коммуникаций, сооружению стартового котлована и вспомогательных шахт на площадке в Приморском районе. Отсюда в сторону Васильевского острова пойдет тоннелепроходческий щит. Но для начала следует объявить тендер на право выполнения строительных работ. Здесь у заказчика – Комитета по развитию транспортной инфраструктуры – возникли трудности: техническая часть проекта была утверждена Главгосэкспертизой, а сметную долгое время согласовать в Москве не могли. В итоге сделано это было буквально на днях: утвержден бюджет строительства, он составит 39 млрд руб.

Но времени было потеряно слишком много, в Метрострое сомневаются, что за оставшиеся 34 месяца можно построить тоннель длиной почти шесть километров (к тому же на большой глубине) и две станции (пусть «Беговую» и собираются возводить открытым способом, что ускорит процесс). Когда будет объявлен тендер, пока неясно: сначала вроде бы нужно дождаться окончания работ по намыву территории в Невской губе под станцию «Новокрестовская» – это середина сентября. Весьма вероятно, что во избежание дополнительного простоя конкурс разобьют на два этапа. И первый – без учета строительства «Новокрестовской» – проведут в ближайшее время.

В Смольном твердо уверены, что сдать две станции к мундиалю все же удастся. «Метро мы построим, можете даже не сомневаться», – заявил 24 июля в ходе коллегии КРТИ вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Его поддержал и глава Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин, сообщив, что намыв под «Новокрестовскую» готов на 85% и все работы ведутся в полном соответствии с графиком.

Смольнинская тайна
К сожалению, чиновники не уточнили, каким образом собираются ускорять стройку. Щит, который будет осуществлять проходку, сейчас на профилактике (он только что завершил свою работу на Фрунзенском радиусе). Теперь предстоит перевезти его в Приморский район, опустить в стартовый котлован и собрать – на все это уйдет несколько месяцев. В лучшем случае начать проходку удастся в ноябре. Здесь не поможет даже негласное разрешение Метрострою начинать работы без конкурса, которое, судя по всему, организация уже получила.

Выходом могло бы стать решение о закупке второго проходческого щита, который строил бы тоннель с противоположной стороны. Но здесь есть сразу несколько серьезных препятствий, главное из которых – на острове Декабристов просто нет места под обустройство стартового котлована. Кроме того, щит, способный проходить двухпутные тоннели радиусом 10,5 м, стоит огромных денег.

Впрочем, уверенность чиновников может быть обусловлена и меркантильными мотивами. Если публично признать, что построить «Новокрестовскую» к мундиалю не получается, то город вполне может лишиться 10 млрд руб., которые Москва выделила непосредственно на подготовку транспортной инфраструктуры города к футбольному чемпионату. Такие деньги городской власти, не избалованной федеральным финансированием, терять, конечно, не хочется. Но все же будем надеяться, что в Смольном действительно нашли выход из ситуации, но пока просто не хотят о нем говорить.

Текст: Павел Гинёв    Фото: Игорь Бакустин