На этой неделе мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, по сути дающее старт строительству крупной транспортной артерии – Южной рокады. И это будет первый крупный некольцевой проект за последние 10 лет.

Конечно, можно вспомнить о проекте «Большая Ленинградка» или о трассе «Москва-Петербург». Первый уже реализуется, второй – вот-вот начнет реализовываться. Но – обе магистрали берут начало от центра города и выводят за его пределы. Что касается рокад – они обеспечат сквозной проезд через Москву минуя центр.

Термин «рокада» - военный: так назывались дороги, идущие параллельно линии фронта. По ним перебрасывали оружие, боеприпасы и подкрепление – осуществляли маневр. Ныне фронт другой – МКАД, а назначение прежнее – маневр.

Жизнь по кругу

Во время недавней встречи автора этих строк с руководителем Департамента транспорта и связи Леонидом ЛИПСИЦЕМ, последний посетовал на то, что обеспеченность Москвы дорогам оставляет желать, мягко говоря, лучшего. В отличие от Санкт-Петербурга, изначально строившегося с чистого листа по квартальной схеме, первопрестольная испытала на себе все нюансы судьбы города, осаждаемого ордами и полчищами. До сих пор в ее топонимике встречаются названия, присущие XIII-XIV векам. Такие, например, как «вал» - Коровий, Земляной и т.п. Когда-то здесь был земляной крепостной вал, упраздненный во времена Екатерины II: его, как и Белый город, снесли, а на этом месте насадили деревья – собственно, ныне здесь Садовое кольцо.

Естественно, сквозь крепостные стены надо было выходить – через ворота (в Белом городе и Кремле) или заставы… Вот так город и развивался вплоть до XX века – по радиусно-кольцевой схеме. Вылетные дороги вели от Кремля в соседние губернии, а сегменты между ними застраивались без какой-то схемы – как бог на душу положит.

Болезнь эта нашла отражение и в сталинском Генплане 1935 года: центром новой Москвы должен был стать Дворец Советов, от которого лучами расходились бы широкие проспекты, пересекавшие кольцевые магистрали, коих должно было быть аж шесть, включая водный канал вокруг города. Из того плана была реализована разве что МКАД. Ее строительство началось в 1956 году и закончилось 6 ноября 1962-го.

Брежневский Генплан 1971-го включал в себя Третье транспортное кольцо, однако построить удалось немного – с тех времен сохранились часть Мясницкой (ныне проспект Дмитрия Сахарова) да Рижская эстакада. Ну а сам проект завершил реализацию лишь три года назад.

Сегодня Москва начинает строить Четвертое транспортное кольцо – последнее. Других кольцевых магистралей в городе не будет. Нет смысла строить еще один круг, по протяженности сопоставимый с МКАД. Если Садовое кольцо имеет протяженность всего в 16 километров, то Третье – уже 34. А Четвертое – перепрыгнет за 70! Тем более что сейчас головы правительственных чиновников занимает идея германских инженеров – построить кольцо, которое пройдет по… крышам жилых домов.

Сейчас главная задача – разгрузить МКАД: ведь до 50 процентов автомобилей, на нее выезжающих, направляются из одного конца города в противоположный – так быстрее, хоть и 50 километров (через город – 30, но – пробки и светофоры). Вот и родилась идея дать водителям альтернативу – строить рокады.

С севера на восток

Через два года – в 2009-м, если ничего не изменится – в Москве начнут прокладывать Северную рокаду. Она соединит платную трассу «Москва-Санкт-Петербург» с платным же дублером Горьковского шоссе. Сегодня это – один из основных транспортных коридоров «Европа-Азия».

Здесь, на Северной рокаде, будет построено одно из сложных инженерных сооружений – 4,5-километровый тоннель двойного назначения: в верхней его части разместят автостраду, в нижней – пути скоростного трамвая с выходами на Преображенской и Семеновской площадях.

…и с запада на юг

А вот Южная рокада начнет строится уже в будущем году, и лет эдак через пять можно будет всего за 20-30 минут доехать от Рублевского шоссе до Марьина и Братеева. В минувший понедельник в мэрии подписали постановление, согласно которому в ближайшее время начнется снос гаражей на Кантемировской улице.

Цель – высвободить пространство под «стартовую» площадку проходческого щита. Будет ли это 14-метровый «Херренкнехт», который закончил прокладывание тоннелей по Серебряным бором, или его более современный 16-метровый аналог – не суть важно.

Главное – через несколько лет с Кантемировской улицы можно будет попасть на улицу Борисовские пруды, минуя перенагруженное Каширское шоссе. И эта связка будет первым участком Южной рокады.

При ее строительстве будет использован тот же принцип, что применялся ранее при прокладывании Третьего транспортного кольца и будет использован при прокладке Четвертого. Сначала строятся участки «с нуля», а уже потом реконструируются те, что были построены ранее.

Вот и Южная рокада начнет свое начало в самом узком и неожиданном месте – там, где сегодня располагаются гаражно-строительные кооперативы на пересечении Кантемировской улицы с Каширским шоссе. Отсюда гигантский щит, пройдя под путями железной дороги и Каширским шоссе, выйдет из-под земли на улице Борисовские пруды. Отсюда рокада пройдет в Марьино и далее – на улицу Верхние поля и на МКАД. Еще один тоннель начнут строить чуть позже – он обеспечит связь пока что тупикового Балаклавского проспекта с Кантемировской улицей и, что не менее важно, прямую связь Варшавского и Каширского шоссе.

Проект первого этапа – он включает в себя отрезок от Балаклавского проспекта до Борисовских прудов – уже годов. В течение следующего года должен быть завершен снос мешающих строительству гаражей: на их месте начнутся строительные работы. Второй этап – до Марина и Верхних полей – в НИиПИ Генплана Москвы закончат в 2009 году.

Пока трудно сказать, сколько времени займет само строительство. Ведь на трассе обеих рокад предстоит построить – помимо тоннелей глубокого залегания – еще и развязки с вылетными магистралями.

Однако ясно, что без этих скоростных восьмиполосных транспортных артерий городу не обойтись.

Текст: Николай Севрюгов