Приморский район – территория, которая в начале нашего века лидировала по объемам ввода в строй нового жилья, но неизменно отставала от других городских районов по темпам развития социальной инфраструктуры и дорожной сети. Нынче, в связи со строительством новых детских садов, школ и транспортных развязок, ситуация выравнивается.
Объезжая новостройки Приморского района, журналисты БН постоянно отмечали перемены. Но жилой район Северо-Приморской части, ограниченный улицами Планерной, Камышовой, Шуваловским проспектом и Приморским шоссе, оставалась за рамками обзоров вторичного рынка жилья: в течение последних двадцати лет она являла собой одну большую стройку со всеми присущими территории динамичного развития плюсами и минусами.
СПЧ вчера и сегодня
Что являет собой Северо-Приморская часть сегодня? По сути, это спальный район нового поколения. В отличие от соседних массивов – Озера Долгого и Комендантского аэродрома – свое сегодняшнее наименование СПЧ унаследовала не от названий исторических территорий, а от строительных адресов кварталов, обозначенных в ленинградском Генплане 1987 года. Видимо, в том числе по этой причине СПЧ еще долго будет ассоциироваться не с обжитым «спальником», а со стройкой. Между тем массовое возведение жилья здесь к настоящему времени уже завершено.
Застройка жилых кварталов между Планерной улицей и Юнтоловским заказником развернулась в конце 1980-х годов. Именно в тот период была выполнена инженерная подготовка территории, а в новых кварталах предполагалось возводить «панельки» 137-й серии, типовые школы и детские сады – примерно такие же, как на Ржевке или том же Озере Долгом. Но задул ветер перемен, и советский стройкомплекс, заточенный на поточное производство изделий для крупнопанельных домов, развалился. К началу 1990-х годов стройки замерли, впрочем, заминка была недолгой.
К ликвидации «недостроя» вдоль Туристской и Камышовой улиц подключались частные компании нового времени, осваивавшие монолитные технологии. Поэтому застройка двадцатилетней давности в СПЧ по большей части – это все та же старая добрая 137-я серия, но в монолитно-панельном исполнении, панельки серии 600.11, а также монолитно-кирпичные корпуса-вставки, в которых по вполне понятным причинам угадываются типичные для 137-й серии планировочные решения.
Поднятая целина
Проекты планировки и межевания кварталов 59А и 59Б (территория, ограниченная улицами Мебельной, Оптиков, Туристской и Шуваловским проспектом) были утверждены в 2005 году. Здесь предполагалось строительство 590 тыс. кв. м жилья, трех школ и трех детских садов. Но освоение территории затягивалось – прежде всего из-за неготовности объектов энергетической инфраструктуры. Зато в 2011 году, когда у обозначенной территории появилась новая «точка притяжения» в виде намечавшегося строительства штаб-квартиры «Газпрома», девелоперские компании начали скупать оставшиеся участки, при этом в ходе торгов цены поднимались в несколько раз.
Близость к будущему «Лахта-центру» потенциальные жители новостроек оценили как серьезный плюс. Ведь помимо новой станции метро у них появился шанс получить качественную дорожную сеть, тысячи рабочих мест в шаговой доступности и развитую торгово-развлекательную инфраструктуру. Соответственно, спрос на новое жилье в обозначенных кварталах вырос, а стройки активизировались. К настоящему моменту формирование жилого района близится к финальной стадии, а квартиры в недавно сданных в эксплуатацию домах появляются на вторичном рынке жилья.
Почти без конфликтов
Чем принципиально отличается Северо-Приморская часть от районов массовой застройки прикадья и кварталов прежних лет постройки? В отличие от микрорайонов, сформировавшихся в советское время, здесь не наблюдается конфликта между массовой панельной застройкой и новой – уплотнительной. В то же время, по сравнению с более свежими проектами комплексного освоения территорий, присутствует выраженный архитектурный диссонанс: представлены и дома с панельными наружными стенами, и монолитно-кирпичные здания, и объекты с керамогранитными облицовками. Какой бы то ни было логики в оформлении фасадов и архитектурных объемов не наблюдается.
Безусловно, это минус. Но есть и серьезные плюсы. Дело в том, что основные девелоперские проекты создавались в докризисный период, поэтому квартиры здесь, как правило, просторные, с большими кухнями. Малогабаритных квартир-студий в СПЧ относительно немного, и, несмотря на то, что почти вся жилая застройка – это многоподъездные дома выше 20 этажей, такого переуплотнения, как в жилмассивах «мелкой нарезки» (например, Мурино – Новое Девяткино или Шушары), здесь не наблюдается.
По данным Центра исследований и аналитики ГК «БН», основное предложение жилья в СПЧ – однокомнатные квартиры. Их доля в каталогах объявлений составляет 43% – такой расклад, в общем, нехарактерен для советских «спальников». Двухкомнатных квартир в продаже немного (всего 15%), трехкомнатные представлены в широком ассортименте (36%). При этом 6% объемов предложения приходится на многокомнатные квартиры.
Еще одна характерная деталь: по значениям средних площадей выставленных на продажу квартир Северо-Приморская часть значительно опережает и советские спальники, и совсем свежие массивы массовой застройки (однушки – 39 кв. м, двушки – 59 кв. м, трешки – 78 кв. м, многокомнатные – 108 кв. м).
Виды на воду и лес
В квартале 59Б располагаются недавно сданные в эксплуатацию жилкомплексы «Ленинградские вечера», «Ленинградская симфония» и «Медный всадник» (застройщик – ГК «ЛенСпецСтрой»).
Все три здания расположены по периметру квартала, поэтому из окон квартир верхних этажей открываются роскошные панорамные виды. Но планировочные отличия имеются. Так, ЖК «Ленинградские вечера» (Мебельная улица, д. 47, к. 1) – это шестиподъездный дом переменной этажности (от 21 до 25 этажей) с наружными стенами из кирпича и традиционной компоновкой этажа. На каждой лестничной площадке – не больше шести квартир, поэтому здесь нет темных закутков и длинных коридоров, характерных для объектов «мелкой нарезки». В числе планировочных особенностей – квартиры с видовыми террасами на верхних этажах и подземный паркинг, в который можно спуститься на лифте прямо из подъезда.
«Ленинградскую симфонию» (Лыжный пер., д. 4, к. 1) отличают вентилируемые фасады с керамогранитной облицовкой и наличие на верхних этажах квартир от 80 до 145 кв. м со свободной планировкой.
«Медный всадник» (Лыжный пер., д. 8, к. 1) на момент начала строительства был самым крупноформатным проектом в обозначенном районе (999 квартир). В нем также имеются подземный паркинг и эксплуатируемая кровля. Квартиры здесь преимущественно больших площадей (к примеру, однокомнатные – классических планировок – от 45 до 59 кв. м). На верхних этажах расположены двухуровневые квартиры с индивидуальными террасами. Проектной декларацией предусмотрены и квартиры-студии от 29 до 32 кв. м, но в настоящий момент в продаже они не представлены.
Но, пожалуй, главная особенность «Медного всадника», впрочем, как и «Ленинградских вечеров» – это исключительные видовые характеристики. Перед глазами тех, кто поднялся на верхние этажи, открываются бескрайние горизонты. При этом сегодняшние покупатели квартир с видами на Финский залив, Лахтинский разлив и Юнтоловский заказник уже могут быть уверены в том, что за окнами их домов в обозримом будущем уже не вырастет сплошная стена новостроек.