На этой неделе Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Смольного представил свой анализ представленных застройщиками предложений по изменению региональных нормативов градостроительного проектирования (РНГП). Напомним, что этот документ регламентирует в том числе застройку новых территорий: сколько квадратных метров жилья должно приходиться на человека, какой должна быть улично-дорожная сеть, обеспеченность образовательными, медицинскими и прочими учреждениями, многое другое.
Ключевой показатель в РНГП – это норматив жилищной обеспеченности. На его основе рассчитывается число мест в детсадах, школах, количество парковок, зеленых насаждений и т. д. Именно на корректировке данного показателя застройщики настаивают больше всего. Сейчас этот норматив равен 28 кв. м на человека, повысить его предлагается до 32 кв. м. Соответственно изменятся и инфраструктурные требования к новым жилым массивам – в сторону уменьшения всех показателей.
В первую очередь экономическим блоком Смольного были проанализированы данные по обеспеченности населения Петербурга местами в школах и детских садах. Как пояснили в КЭПиСП, анализ проводился на основе долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Санкт-Петербурга, который в том числе содержит данные по демографии и миграции. И, по мнению чиновников, корректировка возможна – чтобы избежать перенасыщенности в Петербурге детсадов и школ и чтобы в будущем эти объекты не оказались невостребованными. В РНГП предлагается снизить количество мест (из расчета на 1000 жителей) в школах со 120 до 82, и в детсадах – с 55 до 52. Эти предложения сейчас переданы в Комитет по образованию, который в ближайшее время должен согласовать новые нормативы.
Впрочем, давая добро на снижение параметров, власти одновременно собираются выдвинуть к застройщикам ряд новых требований. Например, строительство социальных объектов вне зоны реализации инвестором своего проекта – там, где это будет нужно городу. В любом случае инвестор будет обязан зарезервировать участок под детсад или школу на территории своего жилого комплекса. Чтобы сохранить место под строительство социальных объектов при необходимости в будущем. Если застройщик не хочет строить детсад в месте, предложенном властями, он может перевести средства в специальный региональный фонд. В дальнейшем на эти деньги город будет сам строить необходимые объекты социальной инфраструктуры.
Представителей строительного бизнеса категорически не устраивает обязательство возводить инфраструктуру вне рамок своих проектов. «Инвесторы строят школу и детский сад в расчете на то, что это увеличит привлекательность их проекта. Это для них большой минус», – подчеркнул вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов.
Стремление бизнеса к уменьшению своих издержек на строительство инфраструктуры в условиях непростой экономической ситуации понять можно. Однако не менее важно, чтобы это не отразилось на комфорте проживания в новых жилых кварталах Петербурга.