В День города был торжественно открыт второй выход со станции метро «Спортивная» – на Васильевский остров. Для петербургской подземки это уникальное сооружение – прежде всего из-за 300-метрового тоннеля, проложенного строителями под Невой, и установленных в нем траволаторов. Теперь городские власти смогут заняться модернизацией станции «Василеостровская», работавшей без капремонта почти полвека. Однако в целом ситуация со строительством метро в городе вовсе не радужная.
Неожиданный разворот
Церемонию открытия «Спортивной-2» (так неофициально называют второй выход со станции) вел глава ОАО «Метрострой» Вадим Александров, который по обыкновению был бодр, весел и раздавал комплименты городским чиновникам. И тем неожиданней стало известие о том, что именно с 27 мая он своим приказом распорядился приостановить работы по строительству Фрунзенского радиуса (станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары»). Мотивировка следующая: заказчик (город) не платит «Метрострою» за выполненные работы, а генподрядчик не может из-за этого приобрести оборудование, необходимое для обеспечения безопасности проводимых работ.
На станции «Спортивная» впервые применяются траволаторы – всего их установлено шесть. С их помощью пассажиры преодолевают тоннель длиной 300 м
Это решение не касается проходки двухпутного тоннеля диаметром 10,3 м. Скорее всего, из-за того, что работы практически завершены. В пресс-службе «Метростроя» БН сообщили, что тоннель будет готов к 10 июня, после чего начнется демонтаж проходческого щита.
«Здесь не нужно драматизировать: прекращена только часть работ и на сроках сдачи Фрунзенского радиуса это сказаться не должно. Дело в том, что мы работаем с опережением графика, а лимит финансирования на текущий год уже выбран. Соответственно, денег нам не перечисляют», – подчеркнула для БН пресс-секретарь «Метростроя» Екатерина Гигиняк.
Впрочем, в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который курирует строительство подземки, нам высказали совершенно противоположное мнение.
Изначально завершить строительство Фрунзенского радиуса должны были еще в 2011 году. Однако к этому времени работы были выполнены лишь наполовину
«Финансирование объекта ведется по мере приемки работ. На данный момент, в соответствии с государственным контрактом, перечислено 1,553 млрд руб. Также в прошлом году перечислен переходящий аванс на сумму 2,092 млрд руб. Сейчас из этой суммы не погашено (то есть не представлен отчет о выполненных работах) 1,426 млрд руб.», – прокомментировали в пресс-службе КРТИ.
Напомним, что всего на строительство Фрунзенского радиуса, согласно Адресной инвестиционной программе, в 2015 году должно быть выделено 4,2 млрд руб. Это на 44% меньше, чем планировалось потратить на эти цели еще в 2013 году, так как Смольный прошлой осенью был вынужден урезать бюджетные расходы из-за кризиса. Однако «Метрострою» от этого не легче.
В ожидании сметы
На Фрунзенском радиусе город, в принципе, может позволить себе задержать ввод в эксплуатацию трех станций и депо (тем более это будет уже не в первый раз). А вот в случае с продолжением Невско-Василеостровской линии (станции «Новокрестовская» и «Беговая») это исключено: деньги дает федеральная казна специально под чемпионат мира по футболу. И к июню 2018 года этот отрезок нужно сдать обязательно.
Но вот сделать это будет крайне сложно. По словам Екатерины Гигиняк, начинать строительство следовало еще в марте прошлого года. Но по факту работы вряд ли начнутся раньше грядущей осени. При этом минимальный срок, за который можно успеть построить обе станции, – три года.
Конкурс на строительство станции «Новокрестовская» будет объявлен тогда, когда завершатся работы по намыву территории
Задержка работ на этом участке связана с тем, что до сих пор не утверждена сметная часть проектной документации. И раньше чем через два месяца это сделать не получится. А до тех пор «Метрострой» не сможет приступить к проходке тоннеля.
Затянулось и утверждение государственного контракта на строительство продолжения Лахтинско-Правобережной линии (станции «Театральная» и «Горный институт»), он сейчас находится на утверждении в Комитете по госзакупкам. Здесь причина в другом: вмешался УФАС по Санкт-Петербургу, потребовавший объявить конкурс заново (хотя и так тендер был проведен лишь со второй попытки).
Словом, петербургских метростроителей трудности поджидают буквально на каждом шагу. А между тем последний раз новая станция метро в Петербурге открывалась в уже далеком 2012 году. И если не удастся решить всех накопившихся бюрократических проблем, открытия следующей придется ждать до 2019-го.