Журналисты БН посетили северную часть Фрунзенского района – территорию, ограниченную набережной Обводного канала, железнодорожными ветками витебского и московского направлений на западе и востоке, проспектом Славы на юге.
Без нового строительства
Новое жилищное строительство на севере Фрунзенского районе практически не ведется. Территорий под застройку здесь мало, и еще в 2012 году городские власти приняли решение зарезервировать немногочисленные свободные пятна под объекты социальной инфраструктуры. Возводится только один небольшой жилой дом на Тамбовской улице на 38 квартир (около 2,6 тыс. кв. м).
Жилье поблизости от Лиговского проспекта и Обводного канала – в основном дореволюционной застройки. Это бывшие доходные дома, квартиры и комнаты в которых предназначались для небогатых арендаторов – рабочих. Сейчас здесь много коммуналок. Многие здания ни разу не проходили капитальный ремонт, так что их состояние оставляет желать лучшего.
Правда, в зоне, примыкающей к бывшему Карбюраторному заводу на Мгинской улице, а также на улице Самойловой, есть неплохие сталинки.
В квартале, ограниченном Волковским проспектом, Козловским переулком и Стрельбищенской улицей, встречаются двух-трехэтажные «немецкие коттеджи», построенные в 40-50 годах прошлого века, а также панельные пятиэтажки 70-х. Есть и объекты, возведенные в 1990-е годы. Квартал почти не затронула уплотнительная застройка, большие по площади дворы хорошо озеленены.
Южнее Волковки, от улицы Фучика до проспекта Славы, много хрущевок и панельных домов. Впрочем, есть и объекты новой вторички, сданные в последнее десятилетие.
На загрязненных землях
По словам экспертов, с экологической точки зрения север Фрунзенского района в целом трудно назвать комфортной для проживания территорией – из-за большого количества действующих промышленных предприятий. Почвы сильно загрязнены отходами их производства.
Так, в зоне между Расстанной улицей и улицей Салова находится завод «Старт», который специализируется на производстве резиновых и пластмассовых изделий. Здесь же имеется опытная лаборатория завода имени Шаумяна – старейшего предприятия по разработке и производству масел и смазок в России. На Прогонной улице расположен комбинат «Северное сияние», выпускающий бытовую химию. Не улучшают экологическую обстановку завод «Автоарматура», автопарк и железнодорожная станция Санкт-Петербург-Товарный-Витебский.
Часть бывших промышленных предприятий на севере Фрунзенского района сейчас перепрофилированы под офисы и склады. Впрочем, на дорожно-транспортной обстановке это не отразилось – многие магистрали загружены автотранспортом. Наибольшее количество машин скапливается, безусловно, на Обводном канале, Лиговском проспекте и проспекте Славы. Часто пробки бывают на улицах Салова, Софийской, Бухарестской, Волковском проспекте.
«Воздух здесь по некоторым показателям превышает нормы ПДК в два раза. Например, по бензоперену, фармальдегиду и т. д.», – отмечает руководитель регионального отделения организации «Зеленый Крест» Юрий Шевчук.
Без активного спроса
Главной водной доминантой севера Фрунзенского района является Обводный канал. Он со второй половины XIX века использовался промышленными предприятиями для подвозки грузов на судах. Сейчас городские власти периодически возвращаются к вопросу о возможной засыпке сильно обмелевшего канала, но пока окончательного решения не принято. Вредные производственные отходы в него больше не сбрасывают, но вода сильно загрязнена неочищенной органикой. По словам Юрия Шевчука, Обводному каналу можно присвоить четвертый-пятый класс загрязнения (всего классов пять).
На севере Фрунзенского района почти нет больших парков и скверов. Исключение – парк Яблоневый сад площадью 12,6 га, расположенный на пересечении Белградской улицы и улицы Турку. Парк был создан в конце 1960-х годах на части земель бывшего совхоза «Ударник». Но затем более 20 лет за Яблоневым садом никто не следил. В 2008-м была проведена его реконструкция: в северной части появился водоем, а в южной насыпали холмы.
В микрорайоне «Волково», в кварталах трех- и пятиэтажных домов зеленых насаждений вполне достаточно. Хорошо озеленены и внутриквартальные территории северного Купчино. Хуже ситуация лишь в тех местах проспекта Славы, где есть объекты новой вторички.
Как отмечает президент ГК «Экотон» Екатерина Романенко, до открытия станций метро «Волковская» и «Международная» территория воспринималась покупателями жилья как типичный спальник, до которого было трудно добраться. «Сейчас ситуация изменилась к лучшему – и спрос на квартиры несколько вырос. Цены на жилье здесь ниже, чем в среднем по городу, но и состояние жилищного фонда далеко не самое хорошее», – отмечает Екатерина Романенко.
По мнению главного аналитика Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашева, в ближайшие годы территорию не ждет активное развитие. «Север Фрунзенского района ограничен ветками железнодорожного сообщения, и автомобильная доступность оставляет желать лучшего. Выходом была бы ликвидация «серого промышленного пояса», но пока такое решение чиновниками не принято. Так что говорить об активном спросе на квартиры не приходиться», – подчеркивает Сергей Бобашев.
На наш взгляд, северная часть Фрунзенского района с экологической точки зрения заслуживает лишь удовлетворительной оценки.