– Александр Иванович, как Вы полагаете, когда будет принят городской закон «О целевой программе «Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга», внесенный на рассмотрение Законодательного собрания?
– Оптимистический прогноз: закон будет принят уже в этом году. Однако нельзя исключать и такого развития событий, что по техническим причинам второе и третье чтения задержатся и состоятся только в январе 2008 года. Считаю, что и в этом случае ничего страшного не произойдет.
– Будет ли в процессе обсуждения законопроекта корректироваться адресный перечень пилотных кварталов?
– Будет. В частности, городская администрация уже дала согласие на то, чтобы исключить из списка два квартала – это территории в Московском районе, прилегающие к площади Победы. Наша идеология проста и понятна: если этого требуют жители, мы всегда готовы прислушиваться к их мнению. Думаю, очень хорошо, что прошли публичные слушания до принятия закона. Если горожанам нравится жить в этих домах, в привычной им обстановке, никто их трогать не будет. Никогда администрация Петербурга не пойдет наперекор мнению жителей, и ни о каком принудительном выселении речи идти не может.
– Какова судьба кварталов, не попавших в число первоочередных – тех, где местные жители выражают единодушное желание стать участниками программы?
– На то, чтобы попасть в первый список, рассчитывать, увы, не стоит. Исключить из перечня гораздо легче, чем включить в него новые территории. Существует ведь процедура принятия закона, и мы не имеем права ее нарушать. Поэтому жителям кварталов, не вошедших пока в программу, хочу сказать следующее. Результаты первых торгов дадут возможность понять как степень сложности этой работы, так и реалистичность ее исполнения. Безусловно, впоследствии новые кварталы будут вноситься в перечень – но уже как поправки в тот закон, который сейчас находится на рассмотрении в городском парламенте.
– На Ваш взгляд, сколько времени потребуется, чтобы реализовать программу полностью?
– Все будет зависеть от макроэкономической ситуации, от желания жителей и массы других причин. В среднем реализация проекта по одному кварталу, по приблизительным расчетам, займет от 5 до 8 лет. Сейчас мы готовим на торги порядка 10 кварталов. В целом программу нужно выполнить лет за 15. Иначе, как мне представляется, максимум через 20 лет, если ничего делать не будем, мы получим 9 млн кв. м жилья аварийного фонда. Полагаю это весомый аргумент для тех, кто высказывается резко отрицательно по поводу данной программы.
- Жители расселяемых домов не всегда владеют полной информацией, зачастую переживают, что им придется переезжать неизвестно куда. В законопроекте сказано, что они должны быть переселены преимущественно на территории своего района. Что под этим подразумевается?
– Вообще в идеологию программы мы изначально закладывали принцип, чтобы все жители остались в пределах своего квартала. Есть ряд территорий на Юго-Западе, где инвесторы уже сейчас готовы предоставить первое жилье буквально через улицу, на территории соседнего квартала. И, кстати, судя по мнению жителей, многие на это с удовольствием согласятся. Но наша идеология состоит все-таки в переселении граждан в пределах существующего квартала.
Жизнь богата вариантами, у жильцов сегодняшних хрущевок разные предпочтения и пожелания. Потому в законопроекте и написано «преимущественно». Действительно многие обращались в администрацию: а нельзя ли уехать в другой район? Такие миграционные процессы всегда существуют. Возможно, чтобы не было недоговоренностей, стоит внести в законопроект такую поправку, согласно которой новое жилье гражданам будет гарантировано только на территории данного квартала, с оговоркой: если сами они не захотят что-то иное.
– Программу развития застроенных территорий сходу окрестили программой расселения хрущевок. Когда дойдет очередь до домов более поздней застройки, которые зачастую тоже находятся в предаварийном состоянии?
– К сожалению, мы не можем единовременно охватить весь старый жилой фонд. Ко мне, например, обращались граждане одного из кварталов, они живут в 9-этажных точках. И выступают за реновацию, потому что состояние их жилого фонда не только не лучше, а даже хуже, чем у находящихся по соседству хрущевок. Думаю, когда будет проводиться подготовка документации для реализации проектов развития территорий, мы предложим инвесторам, как минимум, два варианта: с сохранением более поздних построек и с полной реновацией квартала. Впрочем, полной реновации все равно не получится – останутся школы, детские сады, они сегодня в нормальном состоянии поддерживаются за счет бюджета. Возможно, по отдельным кварталам пойдем на вариант сноса всех домов. Но пока такую задачу в массовом порядке мы перед собой не ставили.
– Кроме сноса и реконструкции домов, что еще предполагается законопроектом?
– Мы же не просто сносим, на этом месте создаются новые дома. Это и есть развитие. Будет полностью обновлено инженерное оборудование самой территории, все коммуникации, проведено новое благоустройство, появится достаточное количество парковочных мест для личного автотранспорта. Мы надеемся, что большая часть паркингов разместится под землей. А над ними будут новые зеленые зоны, новые детские площадки, открытые спортивные сооружения.
Мы постараемся в рамках программы развития застроенных территорий ответить на те вопросы, о которых раньше никто даже не задумывался. В свое время никто не мог предугадать, например, бурного развития автомобилизации. Поэтому новые кварталы будут отвечать самым современным нормам.
Город пойдет ввысь – в этом нет никакого секрета. И когда жители спрашивают, какого рода будут дома, я отвечаю: они будут по 25–30 этажей, иначе пострадает экономика проектов.
– Следовательно, в бывших «хрущевских» кварталах будет проживать больше людей, чем живет сейчас?
– Наверное, так утверждать не совсем правильно. Обеспеченность каждого человека квадратными метрами будет больше. Количество квадратных метров внутри квартала нам удастся поднять, как минимум, в 2–3 раза по отношению к существующему. А вот количество жителей увеличится в меньшей пропорции - примерно 1,2–1,5 раза.
В хрущевках очень часто четыре человека живут в трехкомнатной квартире площадью 41 кв. м. В результате расселения они получают 72 кв. м (либо одна квартира, либо две, в зависимости от предпочтений граждан). Что касается собственников, то даже если там проживает один человек, то он такую же квартиру по метражу и получит.
– В чем вообще разница для собственников и нанимателей жилья?
– Наниматели муниципального жилья должны получить жилье по санитарным нормам, не менее 18 кв. м на одного члена семьи. Естественно, они все будут улучшать свои жилищные условия. Что касается собственников: с точки зрения федерального законодательства, мы должны предоставить равноценную квартиру. И когда мы обращаемся к юристам за толкованием термина, нам объясняют: равноценная – это равная по стоимости. Но строить такие же маленькие квартиры – то есть воспроизводить хрущевки - сегодня было бы полной глупостью. И если взять пример с трехкомнатной квартирой и четырьмя жильцами, то, согласно федеральному законодательству, получается, что им положена современная однокомнатная квартира площадью 41 кв. м. Такой вот парадокс: налицо ухудшение жилищных условий, не по метражу, но с точки зрения комфортности проживания. И здесь губернатором было дано четкое поручение, которое нашло отражение в тексте законопроекта: «но не менее социальной нормы». Так что наши жильцы-собственники получат те же 72 кв. м, что и наниматели. Кстати, и те, и другие могут доплатить и выбрать квартиру большей площади.
Так что можно сказать, что опосредованно город вкладывает средства в расселение (через проведение конкурсов), ведь поступления в бюджет от инвесторов при таких условиях объективно будут меньше.
– В ноябре, на выставке-семинаре для населения «Жилищный проект» было проведено анкетирование профессиональных участников рынка недвижимости. Оно показало, что большинство, 63% опрошенных, считают, что опыт Москвы по расселению домов первых массовых серий поможет Петербургу.
– Пользоваться московским опытом нужно и он, конечно, поможет. Но надо сказать, что Москва начала эту программу до вступления в силу нового Жилищного кодекса, некоторых других законов, как положительно, так и отрицательно влияющих на процесс. Петербург – город особый. Поэтому я не питаю особых иллюзий на тот предмет, что мы возьмем под копирку какие-то документы из столицы и будем по ним работать. Петербург – город с развитой демократией, я это без иронии говорю. И ключ успеха этой программы в том, что рано или поздно, но она должна быть реализована. Либо, повторюсь, через 20 лет мы получим аварийные дома в массовом порядке.
Выбранный нами путь можно критиковать, но, скорее всего, он неизбежен. Других вариантов не существует. Если вы собственники, давайте попробуем решить проблему по-иному. Город оплатит санацию хрущевок из бюджета – но только ту часть, которая касается социального найма. А собственник пусть выкладывает деньги. Между прочим, санация стоит приблизительно $150 за кв. м.
Мы же предлагаем жилье нового современного качества: отделка новых квартир будет произведена за счет городского бюджета, поскольку прекрасно известно, что материальный достаток жителей хрущевок невысок.
На публичных слушаниях в Мариинском дворце прозвучал некоторый негатив. Мне кажется, это от того, что жители не до конца разобрались, а где-то недовольства были попросту инспирированы. В Кировском районе, например, сначала было общество защиты жителей хрущевок от санации, потом возникло общество защиты жителей хрущевок от переселения, осталось только создать общество защиты жителей хрущевок от их жизни в этих домах – и круг замкнется.
Но есть ведь и обратная сторона медали. Неоднократно мне приходилось слышать и такое мнение: «Почему же вы так поздно подготовили эту программу? На территории нашего квартала провели уплотнительную застройку, и в этих новых домах мы, обитатели хрущевок, могли бы жить уже сегодня».
– Опрос на «Жилищном проекте» показал, что примерно 90% горожан поддерживают программу развития застроенных территорий. Есть, конечно, аспекты не совсем понятные, отмечается недостаток информации… Какие, на Ваш взгляд, шаги необходимо предпринять для объективного и своевременного просвещения граждан по вопросам программы, в том числе в рамках выставки-семинара «Жилищный проект»?
– Городская администрация много делает для улучшения жилищных условий петербуржцев. Мы приняли программы для молодых семей, для работников бюджетной сферы. Выдаются субсидии очередникам при получении ипотечного кредита, сейчас стартует программа расселения коммунальных квартир. Но, к несчастью, иногда бывает так, что граждане просто не информированы о своих возможностях.
Поэтому инициативу проведения выставки-семинара «Жилищный проект» я полностью поддерживаю и хочу сказать слова благодарности его организаторам. Проведение такой разъяснительной беседы для самого широкого круга граждан очень важно. Ведь туда может прийти любой и задать волнующий его вопрос. На семинаре граждане получают если не сразу ответ, то такие своеобразные подсказки: куда пойти, к кому обратиться. И очень хорошо, что начиная с 2008 года «Жилищный проект» получит статус официального мероприятия и будет проходить под патронажем правительства Петербурга.
Полную видео-версию интервью с вице-губернатором Петербурга Александром Вахмистровым смотрите на портале БН.ру.