Всеволожский район является безусловным лидером Ленинградской области по количеству строящегося жилья. А из его территорий наиболее интенсивно застраиваются Мурино и Новое Девяткино. Эта локация может претендовать на звание самого проблемного в транспортном отношении пригорода Санкт-Петербурга: рост числа нового населения здесь сильно опережает темпы строительства дорог и развязок.

Виновато метро

Поселок Мурино и находящая в 3 км от него деревня Новое Девяткино первыми ощутили на себе интерес застройщиков, решивших перебраться в Ленинградскую область. Массовая застройка на свободных землях этих населенных пунктов началась еще в 2008 году, с проекта «Девяткино» компании «Арсенал-Недвижимость», и с тех пор быстро набирала обороты.

Повышенная привлекательность территории для строительного бизнеса объясняется тем, что Мурино является важным транспортным узлом. В поселке расположены единственная в Ленобласти станция метро «Девяткино», одноименная железнодорожная станция, а также междугородный Северный автовокзал. В 2007 году здесь была открыта транспортная развязка на пересечении КАД с трассой Санкт-Петербург – Матокса. Соответственно, это место идеально подходило для проживания петербуржцев, ежедневно ездящих на работу в мегаполис.

В данный момент на территории поселка и деревни реализуется более двух десятков строительных проектов. С точки зрения локализации их можно условно разделить на две части. Первая – это территория традиционной застройки Мурино и Нового Девяткино, расположенная к востоку от железнодорожных путей и станции метро. В этой части Всеволожского района возводится более 1,6 млн кв. м жилья.

Вторая быстро застраиваемая территория Мурино и Нового Девяткино располагается к западу от железной дороги, на бывших землях САОЗТ «Ручьи». Ее застройка началась позднее, в 2011 году. Здесь строится еще 1,6 млн кв. м жилья.

«За последние семь лет в зоне притяжения станции метро “Девяткино” было введено в эксплуатацию около 17 тысяч квартир. По самым скромным оценкам, сейчас в процессе реализации около 3,2 млн кв. м жилья. Это еще 87 тысяч квартир», – говорит руководитель отдела аналитики и строящейся недвижимости ГК «Бюллетень Недвижимости» Ольга Романова.

Даже с учетом того, что львиную долю предложения во многих новостройках составляют студии и однокомнатные квартиры, несложно посчитать, что к 2020 году население территории должно вырасти как минимум на 100 тысяч человек.

Скоро все встанет

Пешеходы пока чувствуют себя неплохо – станции метро и железной дороги справляются с растущим пассажиропотоком. Автомобилистам много хуже – заторы стали обычным явлением на Токсовском шоссе, которое является главной выездной трассой из Мурино и Нового Девяткино в Петербург. Двухполосная дорога еле движется в часы пик, а в случае аварий надолго застревает в пробках.

Первых жителей нового микрорайона на бывших землях совхоза «Ручьи» пока выручает дорога, ведущая вдоль КАД в сторону поселка Бугры, – по ней можно попасть на проспект Культуры. Но уже понятно, что после ввода в эксплуатацию основного количества новостроек она окажется слишком узкой.

Еще в 2011 году компания «Евроинвест», девелопер выкупленных совхозных земель, обеспокоилась транспортной доступностью проекта КОТ. Она выступила с идеей продлить Гражданский проспект на север, пробив тоннель под КАД, и построить западный обход новостроек до дороги на Матоксу. Однако в 2013 году по решению петербургских властей от этой мысли отказались – из-за отсутствия средств в бюджете и опасений, что Гражданка встанет в пробках.

Давно очевидна также необходимость второго обхода – с восточной стороны Мурино и Нового Девяткино, от развязки КАД с Пискаревским проспектом до дороги на Матоксу. Но на пути его реализации возникли две серьезные проблемы. Первая – трасса должна пройти по землям Минобороны РФ, а потому согласовать строительство проблематично. Вторая – пресловутый недостаток средств.

«Распределение инвестиций в жилищное строительство и в развитие транспортной инфраструктуры петербургской агломерации носит совершенно противоположенный характер. К примеру, сейчас на юго-западном направлении от Петербурга в проекты жилищного строительства вкладывается всего 7% от общего объема инвестиций в строительство жилья, а в дороги и развязки – 44% средств. В северо-восточном же направлении, к которому относится локация Мурино – Новое Девяткино, бизнес вкладывает 40% от общего объема средств, затрачиваемых на новостройки в пригородах мегаполиса, а государство – всего 2% от объема инвестиций, направляемых на решение транспортных проблем. Это неизбежно приводит к отставанию развития дорожной инфраструктуры», – поясняет генеральный директор института «Урбаника» Антон Финогенов.

Первые шаги

В марте этого года новый вице-губернатор Ленобласти по строительству Михаил Москвин заявил, что процесс предотвращения транспортного коллапса в локации Мурино и Новое Девяткино сдвинулся с мертвой точки. Помогли застройщики. Компания «ЦДС» выступила инициатором создания консорциума строительных компаний, которые профинансируют разработку проекта восточного обхода территории – четырехполосной дороги длиной 7,6 км, начинающейся от Пискаревского проспекта и заканчивающейся выходом на автомобильную дорогу Санкт-Петербург – Матокса. Проект должен быть готов до конца текущего года.

Ориентировочные сроки строительства – не менее трех лет, а стоимость – 2,5 млрд руб. Изначально предполагалось привлечь деньги частных инвесторов – новая трасса должна была стать платной. Однако в недавнем интервью БН Михаил Москвин высказал сомнения в целесообразности данного решения. «Мы обсчитывали объезд на Матоксу как платный участок дороги. Но экономически он неинтересен: слишком дорого обойдется установка терминалов, а поток машин будет не настолько велик, чтобы обеспечить возврат инвестиций. Эта дорога интересует застройщиков опосредованно, она разгрузит Токсовское шоссе, которое ведет из Мурино и Нового Девяткино в город и зачастую стоит в пробках. Понятно, что улучшение транспортной ситуации повысит привлекательность новостроек. Потому строительные компании и вкладывают средства в проектирование строительства объезда», – пояснил вице-губернатор.

Мысль о создании второго, западного обхода тоже возрождается. Правда, пока в урезанном варианте и также за счет средств застройщиков. Как сообщили в правительстве Ленобласти, к лету 2016 года должен быть готов проект развязки Гражданского проспекта с КАД. Она будет представлять собой два съезда, один из которых пройдет под существующим путепроводом Кольцевой автодороги. «Мы попытаемся включить строительство этого объекта в федеральную и региональную программы», – говорит Михаил Москвин. Если средства будут найдены, строительство начнется до конца 2016 года. В противном случае рост населения Мурино и Нового Девяткино сильно обгонит темпы появления новых дорог.

Текст: Елена Денисенко