В последние годы жилищное строительство в основном развивается в формате проектов комплексного освоения территорий. Такая застройка, помимо проектирования и строительства жилых зданий, предполагает полное создание всей инженерной и социальной инфраструктуры.
Как рассказала руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева, главная проблема при реализации таких проектов – это дорожно-транспортная инфраструктура. Строительство основных подъездных магистралей остается в ведении властей. А застройщики берут на себя обязанность по организации внутриквартальной дорожной сети. Правда, сегодня некоторые девелоперы уже готовы участвовать и в создании основных подъездных дорог – в партнерстве с властями.
В настоящее время в Петербурге и ближайших пригородах есть проекты КОТ с объемами строительства от 100 тыс. кв. м до 1 млн кв. м жилья, а иногда и более. В число миллионников входят такие известные комплексы, как «Балтийская жемчужина», в освоении которой участвует несколько застройщиков, «Северная долина» и «Юнтолово» – от компании «Главстрой-СПб». Кроме того, по мнению Ольги Трошевой, масштабную застройку Кудрово и Мурино также можно считать проектами-миллионниками.
По данным КЦ «Петербургская Недвижимость», основной объем свободных земель, перспективных для реализации проектов КОТ, находится в пригородной зоне, например в Буграх, Мурино, Сертолово и Янино. Среди городских районов наиболее перспективные в этом плане – Красносельский и Петродворцовый.
Основным плюсом покупки жилья в проекте КОТ Ольга Трошева называет привлекательные цены. Ведь точечных домов в городе строится все меньше, да и расположены они в дорогих локациях. Еще одно достоинство крупных проектов – в них всегда запроектированы все необходимые объекты инфраструктуры: от магазинов и кафе до школ и детсадов.
Стоит отметить, что реализация проектов КОТ происходит не один год. Порой покупателям жилья в объектах первой очереди приходится по нескольку лет жить рядом со стройплощадкой. Однако Ольга Трошева подчеркивает, что большинство крупных девелоперов планируют свои проекты так, чтобы жители уже сданных домов не ощущали неудобств от строительства других очередей.
В сложной экономической ситуации реализовать проект КОТ в заявленный срок сложнее, чем точечный. По словам Ольги Трошевой, здесь важна стратегия основного девелопера. Например, в прошлый кризис застройщик «Балтийской жемчужины», чтобы не передвигать сроки реализации проекта в целом, привлек к нему другие компании.