О том, какие перепланировки можно узаконить, а какие не подлежат легализации, мы писали в одной из недавних публикаций. У владельцев просторных квартир немало возможностей поработать над дизайном, эргономикой и функциональностью жилища. Перепланировка в малогабаритном объекте – случай почти всегда сложный. Ведь у собственников комнат и квартир-студий обычно на счету не только каждый метр, но и каждый рубль. Поэтому именно в таких объектах чаще всего встречаются нелегальные перепланировки. Чем рискуют покупатели «незаконных» объектов и какие варианты модернизации имеют шансы быть легализованными?
Студия из комнаты: почти нереально
Один из самых распространенных сегодня вариантов модернизации демократичного жилья – превращение комнаты в коммуналке в подобие квартиры-студии. Для этого в жилом помещении организуют мини-кухню, выгораживают санузел, устанавливают душевую кабину.
В каталогах объявлений о продаже жилья такие объекты встречаются сплошь и рядом. В одних случаях они фигурируют в разделах комнат, в других – экспонируются как квартиры и предлагаются также отнюдь не по ценам комнат.
Кому доверить ремонт квартиры?Приступая к ремонту квартиры, собственнику предстоит определиться с выбором подрядчика. Рынок услуг по ремонту сегодня очень пестрый. Разберемся, >>Нередко в старинных домах встречаются не просто комнаты, а целые залы – с пятиметровыми потолками и площадями до 50 кв. м, упрятанные вглубь коммуналки. Теоретически в таком зале, имеющем кубатуру небольшого коттеджа, можно разместить не то что студию, а двухуровневую квартиру оригинальной планировки. На практике дело обстоит гораздо сложнее. Например, если под таким залом располагаются жилые комнаты, размещение кухни и санузла в нем не может быть узаконено в принципе: это запрещено нормами Жилищного кодекса РФ.
Поэтому, если в каталоге объявлений экспонируется, к примеру, «однушка» площадью 22-27 кв. м на среднем этаже дома старого фонда или сталинки, то, скорее всего, речь здесь идет о комнате с нелегальной перепланировкой.
Исключения, впрочем, бывают. Так, в старом фонде встречаются и вполне законные объекты со студийными планировками либо такие квартиры, где кухня совмещена с прихожей. Чаще всего это так называемые дворницкие квартиры на первых этажах.
Чтобы узнать, легальна ли произведенная модернизация, вам достаточно попросить у продавца техпаспорт жилого помещения
Случается, что продавцы «комнат-студий» готовы предъявить покупателю проект и заверить, что легализация перепланировки – вопрос почти решенный. Но здесь следует понимать, что, несмотря на общие правила, в разных частях города районные межведомственные комиссии, в компетенцию которых входят вопросы согласования перепланировок, могут разрешить или не разрешить модернизацию.
Узкое горлышко – коммуникации
В историческом центре (в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском районах) шансы на превращение коммунальной комнаты в квартиру невелики. Все упирается в пропускную способность внешних инженерных сетей.
Главная проблема, с которой здесь приходится сталкиваться, – недостаток инженерных мощностей. Так, установить газовую плиту и водонагреватель вам разрешат только в том случае, если в помещении есть окно и имеется возможность организовать вытяжку. Для этого в стенах старого дома придется поискать вентканалы или недействующий дымоход, до которого можно дотянуть гофрированный воздуховод.
Если с дымоходами проблема, возможна установка электрического бойлера и электроплиты вместо газовой. Требования к вентиляции в данном случае снижаются, но остается проблема энергомощностей, которые в старом фонде и нашпигованных коммуналками сталинках почти всегда в дефиците. Снабжающие организации обязаны обеспечивать индивидуальных потребителей электроэнергией из расчета 3 кВт на квартиру (причем это постоянная величина, вне зависимости от того, идет ли речь о квартире-студии или о большой коммуналке).
В зоне старой застройки у поставщиков коммунальных услуг технических возможностей для выделения дополнительных мощностей обычно нет. При этом узким горлышком являются не внутридомовые, а внешние инженерные сети (и не только электроснабжения, но также водопровода и канализации), к которым кроме жилфонда подключено множество коммерческих потребителей.
В принципе, у районных межведомственных комиссий (МВК) центральной части города могут найтись возможности «вписать» в многоквартирный дом еще одну квартиру. Но тех, кто жаждет «разойтись» с соседями, – намного больше. Поэтому руководители МВК стараются не создавать прецедентов для массовых обращений владельцев комнат, желающих обзавестись индивидуальными удобствами.
Сообразить на двоих
Чуть больше шансов разделиться имеют обитатели небольших коммуналок, имеющих два входа – с черной и парадной лестницы. Но только совпадение всех нижеперечисленных условий делает возможной перепланировку, в результате которой из состава большой квартиры, обычно коммунальной, можно выделить маленькую, отдельную.
Во-первых, необходимо заручиться согласием всех собственников (правда, если их много – договориться почти невозможно).
Во-вторых, должна быть возможность разместить в выделяемой квартире кухню, прихожую и санузел в строгом соответствии с нормами Жилищного кодекса и правилами перепланировки (о них мы уже писали, напомним основные: кухни нельзя располагать над жилыми комнатами, а санузлы – над жилыми комнатами и кухнями нижних этажей).
В-третьих, должны иметься технические возможности обеспечить кухни и санузлы водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией.
И наконец, как мы уже отметили, крест на проекте модернизации может поставить дефицит энергомощностей.
Но питерский старый фонд подкидывает специалистам по согласованию перепланировок и задачи, попросту не имеющие решения. Так, может оказаться, что в коммуналке, в которой вы приобрели долю, кухня исторически и вполне законно располагается над жилой комнатой (в прежние годы на это закрывали глаза) или санузел – над соседской кухней. Казус в том, что при разделении такой квартиры на две «удобства» окажутся вне закона, потому что в результате перепланировки создается объект нового строительства, не соответствующий ужесточившимся требованиям ЖК, СНиПов и санитарных норм. Шансы на согласование проекта перепланировки в данном случае равны нулю.
Если ваш объект недвижимости все-таки соответствует вышеназванным требованиям – можно начинать действовать по схеме, которую мы уже описывали, и заказывать проект перепланировки. Но для этого придется обращаться не в дизайн-студию, а в профессиональную проектную организацию, которая возьмет на себя согласование проекта в надзорных инстанциях и МВК. Именно этот орган, рассмотрев все за и против, разрешит проведение строительных работ, а потом, когда они будут закончены, даст предписание на ввод объекта в эксплуатацию. Финальный аккорд – получение кадастрового паспорта жилого помещения (квартиры) и регистрация права собственности.
Если проект перепланировки согласован в МВК, а разрешение на строительство получено, вероятность неожиданных осложнений снижается
Но все просто только на бумаге. Сколько времени занимает цепочка согласований? У проектировочных организаций, специализирующихся на этом виде работ, на все про все уходит шесть-восемь месяцев – в случае если проект не заворачивают на доработку. Тот, кто готов самостоятельно шаг за шагом пройти все инстанции, должен готовить себя к тому, что путь от момента принятия решения о перепланировке до получения нового кадастрового паспорта займет не меньше года.
Первая половина пути – самая сложная, поскольку требования надзорных органов имеют обыкновение меняться.
Квартира с европланировкой: готовим в прихожей
Теперь несколько слов о перепланировках в современных малогабаритках. Типичная квартира-студия в интерпретации российских застройщиков являет собой жилище, в котором кухня и жилая комната объединены в одно помещение. Встречается и другой вариант компоновки сверхмалогабаритного жилья, когда кухня совмещена с прихожей. Обычно объекты с такой планировкой – это бывшие общежития. Но многие владельцы жилья в малогабаритных новостройках находят в такой компоновке не только минусы и желают вынести кухонный уголок из жилого помещения в прихожую.
Сделать такую перепланировку официальной в настоящее время, скорее всего, не удастся. Кухня в прихожей не проходит санитарные нормы, в соответствии с которыми в помещении для приготовления пищи обязательно должно быть окно. Теоретически перенос можно узаконить, например, разделив прихожую и комнату не дверью, а широким проемом. Представители некоторых проектных организаций берутся за то, чтобы провести через МВК решение на сей счет.
В любом случае переделка малогабаритных квартир представляется неоправданно затратным делом, а конечный результат здесь непредсказуем (в разных районах по-разному). Как поступают владельцы студий, желающих отправить кухню в прихожую? Естественно, чаще всего – не торопятся узаконить перепланировку, а делают мобильную кухню: уголок с плитой, вытяжкой и мойкой, который можно расположить в прихожей, а при необходимости (например, при продаже) вернуть жилище в исходное состояние. Для этого и в прихожей, и в жилом помещении делаются выводы труб и силовые электророзетки.
В студиях, сделанных из комнат, кроме мобильных кухонь иногда имеются разборные перегородки и душевые кабины, которые можно быстро собрать-разобрать. Такая модернизация облегчает коммунальный быт, но не превращает комнату в квартиру.
Жить можно. Продать сложно
Чем грозят нелегальные перепланировки? Жить они, в принципе, не мешают. Возможны конфликты с соседями снизу – чаще всего именно они становятся инициаторами разбирательств, в результате которых суд предписывает привести объект недвижимости в состояние «как было». Но если под вами другая квартира с нелегальной перепланировкой, магазин, офис или подвал, риск быть привлеченным к ответственности близок к нулю.
Нелегальная перепланировка не является препятствием для сделки с объектом недвижимости. Но продать модернизированную комнату по цене однокомнатной квартиры не удастся. В лучшем случае приобретатели готовы выложить за такой объект цену, как за жилище с более или менее качественным ремонтом и меблировкой, или просто компенсировать стоимость установленного оборудования – кухонной плиты, душевой кабины и т. п.
К тому же следует помнить, что львиная доля сделок в низкобюджетном сегменте квартирного рынка проводится с привлечением ипотечных кредитов. А банки, как нам уже известно, отказывают в одобрении займов под залог объектов с нелегальными перепланировками.