С начала XIX века Обводный канал был судоходным. Он использовался промышленниками как самый дешевый путь доставки сырья и товаров. То есть для дореволюционного Петербурга канал выполнял функцию сегодняшней КАД и являлся стратегической транспортной магистралью.
Из Обводного канала брали воду, в него же сливали нечистоты. На месте современной станции метро «Фрунзенская» располагалась настоящая мясная империя – скотопригонный двор, бойни и рынок, снабжавший столицу мясом. По окрестным улицам сюда сгоняли и свозили скот.
На городских задворках
В XIX веке вдоль внутренней, нечетной, стороны канала возводили доходные дома, с внешней стороны с приходом промышленной революции стали разрастаться заводы и фабрики. При предприятиях строили рабочие общежития, квартирные корпуса и также доходные дома. Основное жилищное строительство с внешней стороны канала концентрировалось вдоль Московского тракта, дороги на Петергоф и вокруг Лиговского канала (впоследствии засыпанного и ставшего Лиговской улицей).
Балтийский и Варшавский вокзалы появились в 1850-х годах. Они соединили столицу сначала с дворцовыми пригородами – Гатчиной и Петергофом, а затем с западными окраинами империи.
Градостроители время от времени предпринимали попытки сделать парадными въезды в центральную часть города (по Лиговке и Московскому проспекту). Но в период промышленной революции зона высокоплотной жилой застройки уже решительно перешагнула Обводный канал, поэтому идея создания парадных ворот на его набережных утратила актуальность. К тому же все время что-то мешало. Например, проект грандиозного архитектурного ансамбля на пересечении с Лиговской улицей не был осуществлен из-за того, что началась Первая мировая война (долгие годы о замысле напоминало снесенное в нынешнем веке здание кинотеатра «Север» – оно должно было стать частью архитектурной композиции). А в 1950-е годы проект 100-метровой высотки напротив Фрунзенского универмага не состоялся из-за хрущевской кампании по борьбе с архитектурными излишествами.
В наше время Обводный канал обмелел и для судоходства непригоден. Но в полноводные транспортные реки превратились его набережные. Поэтому он по-прежнему является стратегической магистралью.
От доходных домов к ведомственному жилью
Основная жилая застройка набережной между Московским и Лиговским проспектами – это преимущественно шести- и семиэтажные доходные дома с дворами-колодцами. Некоторые здания имеют характерные для периода расцвета модерна детали. Но по большей части это рядовая для своего времени застройка, почти такая же безликая, как Купчино или Веселый Поселок. Капитальные ремонты и реконструкции здесь начались в советское время. В результате тот минималистический архитектурный декор, который все-таки имелся на фасадах, был окончательно утрачен.
Комплексные капремонты были делом долгим и в советские времена, но к 1990-м годам тотальная реновация жилищного фонда окончательно застопорилась: старинные ветхие здания неспешно, скорее по инерции, расселяли, потом пустующие квартиры занимали сквотеры и бомжи. Время от времени бывали пожары. В 2007 году это случилось с доходным домом мещанина Елецкого (набережная Обводного канала, 107). Тогда здание полностью выгорело, но в 2009 году аккуратно воссоздано по программе «Молодежи – доступное жилье», за счет средств городского бюджета. Здание обзавелось нетипичными для старого фонда балконами на верхних этажах.
Правда, такой пример реновации доходных домов для обозначенной территории – скорее исключение, чем правило. По другую сторону канала, близ печально известных улиц Шкапина и Розенштейна, имеются жилые здания, расселение которых «подвисло», по всей видимости, на неопределенные сроки. Впрочем, мы забежали вперед, на эту территорию вернемся чуть позже.
В советское время на набережных Обводного канала строили в основном ведомственное жилье – для железнодорожников, рабочих завода «Красный треугольник», энергетиков. Один из самых интересных объектов периода конструктивизма – «Дома Электротока» (набережная Обводного канала, 121, литеры А, Б). Это кооперативный жилой комплекс, возведенный для работников электроподстанции, расположенной на противоположном, внешнем, берегу канала. В составе комплекса были кинозал, прачечная, котельная, свой детский сад и даже солярий на крыше, но ванны в квартирах не предусматривались.
Новая вторичка: парадная и демократичная
Итак, мы уже сказали: пересечение канала с Московским проспектом – это не состоявшийся в 1950-е годы парадный ансамбль. В текущем десятилетии за станцией метро «Фрунзенская», на территории, освобожденной от промышленной застройки, начали возводиться жилые дома и к настоящему моменту выросли яркие желтые корпуса ЖК «Тапиола» с массивными гранитными цоколями и элементами планарного остекления. Восьмиэтажный корпус с мансардой (набережная Обводного канала, 108), выходящий на набережную, стилизован под сталинский классицизм и уже сдан в эксплуатацию.
Квартал за «Фрунзенской» активно осваивается застройщиками. Примечательная деталь: в качестве одного из ориентиров жилого квартала застройщики время от времени упоминают Варшавскую улицу, ограничивающую жилмассив с западной стороны. Но пока продолжения Варшавской улицы на этом месте нет: только в обозримой перспективе магистраль, параллельную Московскому проспекту, проложат на месте разобранной железной дороги Варшавского направления и продлят до набережной Обводного канала.
Конечная точка нашего маршрута – широко известный жилой квартал между улицами Шкапина и Розенштейна. Из-за неблагоприятной экологической ситуации, вызванной соседством с заводом «Красный треугольник», еще в 1960-е годы территорию признали непригодной для проживания и приговорили к расселению. В советское время расселение не началось, зато дома перестали ремонтировать, поэтому район начал превращаться в трущобу. В конце 2003 года было принято решение полностью расселить квартала и перебазировать расположенные здесь предприятия, а в 2005 году начался снос зданий, который финансировался из городского бюджета.
Первоначально на освобожденной территории предполагалось возведение офисно-делового центра. Но свои коррективы внес кризис 2008 года: деловой центр класса А в новых условиях оказался невостребованным. Поэтому в 2011 году компания «Главстрой-СПб» начала строительство жилого комплекса «Панорама 360». В прошлом году объект был сдан в эксплуатацию.
Внешне, да и по квартирографии (в комплексе немало квартир-студий) демократичный монолитно-кирпичный жилой комплекс с семнадцатиэтажными башнями напоминает новостройки прикадья. Но, в отличие от последних, он имеет весьма специфическое местоположение и выглядит как островок благополучия в окружении промзон, депрессивных и частично расселенных кварталов. Однако на сегодняшний день это, пожалуй, единственный в исторической части города жилой комплекс «экономичного» формата.
Цены на квартиры: за ремонт придется доплатить
С верхних этажей здешних новостроек порой действительно открываются роскошные виды на исторический центр. К услугам жителей несколько станций метро, но тем, кто не мыслит своей жизни без автомобиля, за возможность жить по соседству с историческим центром придется расплачиваться серьезными неудобствами. Квартал Шкапина-Розенштейна, окруженный улицами с односторонним движением, являет собой настоящую ловушку. В пробке без шансов выбраться здесь можно провести минут сорок, а то и час.
Цены на квартиры-студии (от 26 кв. м) в ЖК «Панорама 360» на вторичном рынке стартуют с отметки 3,95 млн руб. Самые дорогие представленные в продаже квартиры – трехкомнатные (около 90 кв. м) с ценами предложений от 8,5 до 9 млн руб. (зависит от отделки и видовых параметров).
Самое дешевое предложение в ЖК «Тапиола» – однокомнатная квартира 36 кв. м за 6,2 млн руб., но это почти эксклюзив: малогабаритные квартиры в продаже на вторичном рынке практически не встречаются. Цены предложений трехкомнатных (от 112 кв. м) начинаются с отметки 14,5 млн руб. Самое дорогое предложение – двухуровневая квартира 189 кв. м за 32,6 млн руб.
Какие варианты есть в домах старого фонда? Следует отметить, что те объекты, которые продавцы называют однокомнатной квартирой 24 кв. м и предлагают по цене 2,2-3,2 млн руб., обычно представляют собой квартиры-студии, «сделанные» из коммунальных комнат (как правило, это продукт нелегальной перепланировки). Основное предложение рынка жилья обозначенной территории – двух- и трехкомнатные квартиры гребенчатых планировок от 56 кв. м с ценами от 4,5 до 7 млн руб., как правило, требующие серьезных вложений в ремонт.