О том, что ждет строительную отрасль в непростой экономической обстановке и каковы планы города по развитию транспортной инфраструктуры, рассказал в ходе ежегодного доклада перед депутатами Законодательного Собрания губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
Построим меньше
В этом году в Петербурге могут построить меньше жилья и коммерческих объектов, чем в 2014-м. «Суммарный ввод всех объектов недвижимости за прошлый год составил 6,3 млн кв. м. Сохранить такие объемы в текущем году вряд ли получится», – считает Георгий Полтавченко.
Губернатор подчеркнул, что в условиях кризиса Петербург больше не будет брать на себя новых обязательств по созданию инженерных коммуникаций для застройщиков. «Худшее, что может сейчас сделать город, – опять начать одобрять все, чего изволит инвестор, и нахватать обязательств по строительству сетей и дорог еще на два годовых бюджета», – заявил он.
В связи с этим глава города посоветовал девелоперам задуматься о разумной кооперации с Петербургом в тех или иных формах государственно-частного партнерства, либо – искать компаньонов и объединять усилия. «Денег сегодня нет ни у кого. Трудно построить отдельно фабрику, жилой квартал, платную дорогу. Поэтому есть смысл сосредоточиться на комплексном развитии нескольких территорий, чтобы там было и где жить, и где работать, и чтобы добираться туда было нетрудно», – отметил он.
По мнению Георгия Полтавченко, среди проектов комплексного освоения территорий наиболее перспективными сегодня представляются следующие: развитие портовой зоны «Бронка», редевелопмент территорий Большого порта Петербурга и строительство города-спутника «Южный». Первые два проекта реализуются в основном за счет средств инвесторов.
На «Южный» Петербург сейчас ничего не тратит из собственной казны. Чиновники взяли паузу в определении бюджетных обязательств по финансированию расходов на строительство инженерных коммуникаций, улично-дорожной сети и т. д. для города-спутника. При этом объект вошел в перечень приоритетных инвестиционных проектов Северо-Западного федерального округа. Это значит, что для его реализации часть средств предоставит Москва.
Дороги отложим на перспективу
Кроме экономии на инженерных сетях городские власти намерены оптимизировать затраты казны, уменьшив финансирование строительства новых дорог и метро. Деньги из бюджета выделят только на объекты, для которых есть полный пакет документации. Впрочем, как заверил Георгий Полтавченко, сокращение адресной инвестиционной программы (перечень основных бюджетных строек) на 11 млрд руб. не означает отказа от реализации важнейших инфраструктурных проектов. В частности, в Петербурге продолжится строительство транспортного обхода центра (ТОЦ). Магистраль будет начинаться на южном участке ЗСД, пройдет через Обводный канал на мост Александра Невского, далее по Пироговской набережной выйдет на Приморский проспект.
Губернатор отметил, что в 2015 году сдадут в эксплуатацию первую очередь ТОЦ – южный берег Обводного канала от Невы до Глухоозерского шоссе и транспортная развязка с проспектом Обуховской Обороны. Впрочем, как конкретно пройдет трасса дальше и когда полностью завершится реализация этого масштабного проекта, оцениваемого в 50 млрд руб., пока неизвестно.
Еще один важнейший для города объект – Большой Смоленский мост – сможет претендовать на финансирование в ближайшие годы. По словам губернатора, в «списке ожиданий» этот проект на первом месте.
Опрошенные БН эксперты признают: в нынешних экономических условиях сокращение расходов Смольного на строительство новых сетей носит объективный характер. А предложение девелоперам объединить усилия при освоении земель – вполне разумно. Но при этом инициативы властей могут привести к тому, что планы строительных компаний по реализации новых проектов, прежде всего жилищных, могут быть отложены в долгий ящик. «Мы надеемся, что чиновники выполнят хотя бы уже взятые на себя обязательства по инженерной подготовке территорий. Что касается новых территорий под застройку, то задержка с их освоением вполне вероятна», – уверен генеральный директор СРО «НП “Объединение строителей Санкт-Петербурга”» Алексей Белоусов.
В последние три года городские власти устанавливали все новые дополнительные обязательства для застройщиков. Вслед за детскими садами и школами девелоперам настоятельно рекомендовали возводить за свой счет и внутриквартальные дороги. Теперь застройщикам придется скидываться на инженерные коммуникации. По-другому в кризис, судя по всему, не получится.