Все условия для этого есть. Обоим городам скоро предстоит испытать на себе все тонкости массового изъятия недвижимости для общественных нужд и тем самым подтвердить наличие в составе горожан так называемого среднего класса – лиц, особенно уважающих свою «собственность». В том, что такие граждане действительно проживают в городе Сочи, сомневаться не приходится: для аборигенов советских курортов своя недвижимость – не просто жилище, а источник существования.

Иное дело – исторические обитатели петербургских «хрущевок». Для большинства из них отдельная жилплощадь ценна лишь постольку, поскольку она единственная. И то обстоятельство, что они до сих пор здесь живут, доказывает одно: ранее в плане улучшения жилищных условий у них не было иного выбора. И сейчас, когда этот выбор им насильно навязывается, эта ценность не может не возрасти.

Проблема не в том, что население так называемых «депрессивных» кварталов Петербурга составляют люди, как правило, депрессивные. Все обстоит куда проще: длительное отсутствие реального выбора приводит к тому, что постепенно утрачивается сама привычка что-либо резко менять. И вместе с тем появляется особое жизненное восприятие: дом и его окружение неизбежно ощущаются как Родина.

Склонность к перемене мест есть, несомненно, продукт современного общества. Но те, кого именуют средним классом, в своих ценностях скорее консерваторы; привычная среда их обитания – соседская община, или территориальное сообщество собственников. В России это явление исчезло 90 лет назад. Возродить его может эволюция. Или массовый стресс – как следствие муки выбора.
 

Текст: Вячеслав Костров