«Дачная амнистия» – это обиходное название федерального Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», который действует с 2006 года. Напомним, он был принят, чтобы помочь россиянам оформить собственность на дома и участки, которыми они пользовались многие годы без правоустанавливающих документов современного образца. Поначалу предполагалось, что процедура будет действовать до 2010-го, но затем срок был продлен до 1 марта 2015 года. В последний день действия «дачной амнистии», 28 февраля текущего года, президент страны подписал федеральный закон, продливший ее срок еще на три года, до 1 марта 2018 года.
Всего за девять лет «дачной амнистии», по данным Росреестра, были выданы свидетельства о собственности на 2,5 миллиона объектов индивидуального жилищного строительства, 2 миллиона домовладений, 6 миллионов земельных участков. Тем не менее более трети участков до сих пор не зарегистрированы, а количество не оформленных в собственность домов не поддается учету. Владельцам таких объектов предоставлен еще один шанс заявить свои права.
Кому какой срок?
В рамках «дачной амнистии» можно зарегистрировать в первую очередь собственность на землю. Сделать это может любой гражданин. Но только – при выполнении некоторых условий. Во-первых, участок должен быть получен до 30 октября 2001 года, то есть – до вступления в силу действующего Земельного кодекса РФ. Во-вторых, по «упрощенке» оформляются участки, выделенные для определенных целей, таких как ведение личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Договор аренды дома: загородная спецификаПри сдаче загородного дома в аренду необходимо внимательно отнестись к составлению >>Изначально на регистрацию всех перечисленных видов участков отводились одни и те же сроки (до 2010-го, затем до 2015 года). Но с 1 марта 2015 года ситуация изменилась. Землю, выделенную под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ), можно зарегистрировать в Росреестре в рамках «амнистии» до 1 марта 2018 года. А члены садоводческих, дачных и огородных товариществ и кооперативов оказались в лучшем положении. Согласно ФЗ-171 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», который вступил в действие с 1 марта, они смогут оформить права на свой участок по прежнему порядку, собрав минимум документов, до конца 2020 года.
В рамках упрощенной процедуры также можно зарегистрировать права собственности на постройки, возведенные на земле, выделенной целевым назначением. Как подчеркнули специалисты Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, дачные, садовые домики, а также прочие строения (гаражи, хозяйственные блоки, беседки, сараи, амбары), для возведения которых в соответствии с законодательством не требуется разрешения на строительство, оформляются по упрощенной процедуре бессрочно.
Собственность на дачные и садовые домики, а также – хозяйственные постройки оформляется по упрощенной процедуре бессрочно
Срок до 1 марта текущего года был определен только для индивидуальных домов, возведенных на землях ИЖС и ЛПХ. Именно для этих построек выделены дополнительные три года действия «упрощенки».
Пока для их оформления достаточно представить в регистрирующий орган правоустанавливающий документ на земельный участок. Но после завершения «дачной амнистии» 1 марта 2018 года необходимо будет получить разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта в эксплуатацию. Или, если речь идет о недостроенном доме, – разрешение на строительство. Самовольную постройку придется легализовать через суд.
Напомним, что на участках, выделенных под огородничество и садоводство, жилой дом зарегистрировать удастся только в том случае, если местный орган власти своим постановлением изменит категорию разрешенного использования земли.
Земельный вопрос
Чтобы «легализовать» землю, выделенную под ИЖС или ЛПХ, по-прежнему достаточно предоставить в Росреестр правоустанавливающий документ на участок. Он может быть любым: акт о предоставлении участка в пожизненное наследуемое владение или в постоянное бессрочное пользование, выданный местным органом власти или уполномоченным госорганом. Либо же – постановление, распоряжение, решение органа власти о выделении надела. Когда речь идет о приусадебном участке (ЛПХ), подтверждением может стать также выписка из похозяйственной книги, полученная в органе местного самоуправления.
Нередко в имеющемся в распоряжении гражданина документе конкретно не указано, на основании какого права была предоставлена земля. Тем не менее такой участок считается выделенным в собственность и тоже подпадает под «амнистию».
Если нет ни акта, ни свидетельства, но человек уверен, что хозяин именно он, положение тоже небезнадежно. Следует для начала с помощью местной администрации и кадастровой палаты выяснить, на землях какого назначения расположены ваши сотки. Затем обратиться в архив и найти решение местного совета народных депутатов или администрации о выделении участка.
Единственная патовая ситуация – расположение участка на «неподходящих» землях. Например, с иными, кроме перечисленных выше, видами разрешенного использования. Или с наложенным судом ограничением оборота. Тогда перспектива стать собственником любимого огорода, дачи или усадьбы становится призрачной.
Второй важный документ – кадастровый паспорт участка – по идее, уже должен содержаться в Государственном Кадастре Недвижимости (ГКН). Если это так, то беспокоиться не о чем: сотрудники Росреестра сверятся с базой данных и зарегистрируют право собственности. Даже если данные в правоустанавливающем документе и кадастровом паспорте не совпадают, в регистрирующем органе не должны отказать. Приоритет отдается данным из кадастрового паспорта, которые и указываются в свидетельстве о собственности на землю. Исключение составляют случаи, когда расхождение составляет более 10%. Тогда собственнику придется все-таки провести межевание и уточнить границы участка.
Если данные о площади участка в правоустанавливающем документе и кадастровом плане не совпадают, собственность оформляют согласно сведениям из кадастра
Чтобы убедиться, что все в порядке – участок учтен, а расхождения данных в пределах указанной нормы, можно запросить кадастровый паспорт в Филиале ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по месту нахождения участка. Если результат оказался неутешительным, собственнику для регистрации своего права придется обратиться к кадастровым инженерам, потратить деньги, провести межевание, поставить землю на кадастровый учет и лишь потом идти в Росреестр за «амнистией».
Кстати, для участков, зарегистрированных в соответствии с № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также наделов, выделенных муниципалами под ИЖС в индивидуальном порядке, о чем есть соответствующее заключение, предоставление кадастрового паспорта не требуется. Однако объект должен быть учтен в ГКН.
Товарищи – люди особые
Как уже говорилось, на два с лишним года дольше, до конца 2020-го, смогут заниматься оформлением собственности на землю члены дачных, огородных и садоводческих товариществ, вне зависимости от того, когда они присоединились к сообществу земледельцев-любителей. Важно, чтобы участок был предоставлен для указанных целей до вступления в силу положений 171-ФЗ (то есть до 1 марта 2015 года).
Обычно перечисленные некоммерческие объединения владеют большим участком земли на праве аренды или собственности, выделяя каждому члену его несколько соток для разведения сада-огорода. Выдаваемая при этом книжка садовода и прочие подобные документы никаких прав на надел не дают, являясь, по сути, исключительно подтверждением членства в кооперативе или товариществе.
Чтобы стать полноценным собственником, прежде всего необходимо приватизировать землю. Для этого надо самостоятельно и в произвольной форме описать местоположение земельного участка на кадастровом плане территории и площадь своей земли, приложить справку кооператива или товарищества, подтверждающую предоставленные сведения, а также – заявление на бесплатную приватизацию.
Пакет документов передается в орган местного самоуправления. Последний вправе затребовать у некоммерческого объединения учредительные и правоустанавливающие документы на участки. Как правило, это делается в том случае, если вы первый из партнеров заявляете о своем желании стать собственником. По закону, если нет никаких препятствий, через 14 дней правоустанавливающий документ на землю будет выдан.
Дальнейшие действия аналогичны регистрации права собственности на землю ИЖС и ЛПХ: оплатить государственную пошлину за регистрацию права и отнести бумаги в Росреестр на государственную регистрацию.