Красносельский район Петербурга и юго-западную часть Кировского имеет смысл рассматривать как один большой «спальник», который ассоциируется с топонимами Дачное, Сосновая Поляна – или Юго-Запад. Основное развитие территории пришлось на 1960-70-е годы. Этот крупный жилой массив – ровесник Купчино и Веселого поселка, более чем на три четверти укомплектованный панельным жильем, которое по конструктивному типу заметно отличается от застройки прочих спальных районов.

Идем на юго-запад

В общей сложности в юго-западных районах Петербурга – Кировском и Красносельском – проживают 685 тысяч человек (из них 350 тысяч – в Красносельском). Но Кировский – заселен плотнее: по площади он почти в два с половиной раза меньше соседа, а значительная часть территории занята промышленными объектами и сталинской застройкой вокруг проспекта Стачек, где мы недавно были на экскурсии. Сталинский пояс заканчивается за виадуком, проходящим над железнодорожными путями возле станции метро «Автово». Далее, к западу от Автово простирается вытянутый вдоль берега Финского залива «спальник», устойчиво ассоциирующийся с «корабельной» застройкой «шестисотой» серии. Расположен он уже на территории Красносельского района.

«Спальная» часть Кировского района в свою очередь спускается к югу, она клином врезается в Красносельский район: граница между административными территориями проходит по проспектам Маршала Жукова и Народного Ополчения. Примечательно, что именно в Кировском районе оказались сосредоточены все станции метро, обслуживающие население жилмассива (Красносельский – единственный внутригородской район Питера, не имеющий своих станций подземки). С южной стороны «спальник» ограничен проспектом Народного Ополчения и железной дорогой, ведущей к дворцам и паркам Петергофа.

С транспортной доступностью дело обстоит крайне неважно. Жителям самых западных кварталов, примыкающих к проспекту Народного Ополчения, приходится добираться в центральную часть города на электричках (они приходят на Балтийский вокзал), обитателям проспекта Ветеранов – на троллейбусах до одноименной станции метро, а владельцам жилой недвижимости вдоль Петергофского шоссе – на трамваях до «Автово».

С закрытыми глазами

Этот крупный жилмассив едва ли можно перепутать с каким-либо другим. Если вас привезут в любой из здешних кварталов, оглядевшись вокруг, вы сразу определите, что находитесь именно на юго-западе Петербурга. В первую очередь благодаря нетипичным для других питерских «спальников» (северных и восточных) хрущевкам серии ГИ, а также «кораблям», которые представлены почти во всех модификациях – от первых до последних.

Имеются здесь также их «наследники» – панельные здания серии 600.11 с Г-образными окнами кухонь и без оных. У всех этих зданий трех поколений есть объединяющий признак – наружные стены из навесных газобетонных панелей, окрашенных в разные цвета, но, как правило, порядком обшарпанных.

Вторая особенность юго-западного «спальника» – невысокая, по сравнению с другими городскими территориями, плотность жилой застройки. Здесь множество зеленых зон. Главная транспортная артерия обозначенной территории – Петергофское шоссе – тоже не просто рядовая дорога. В течение почти двух столетий это была парадная магистраль, разительно отличавшаяся от пыльного Московского тракта, поскольку вела к резиденциям Петергофа (современники Пушкина сравнивали ее с дорогой от Версаля до Парижа). Соответственно, окружали дорогу на Петергоф парки, дачи и дворцы знати. Дореволюционная застройка сильно пострадала в годы войны.

Теперь в живописные ландшафты, в которых угадываются старинные парки – с прудами и холмами, вписаны «корабли» и хрущевки.

Три поколения газобетона

Отличие здешней застройки от других территорий обусловлено тем, что массовое строительство жилья в юго-западной части Ленинграда развернулось в 1959 году с открытием Автовского ДСК (позже – ДСК-3), в основе которого были технологические линии по производству автоклавного газобетона – именно в те годы данный материал начали производить в промышленных масштабах. Поэтому типовые проекты многоквартирных жилых зданий, которыми застраивался Юго-Запад, были заточены именно под газобетон. Что это за здания?

Ковровая застройка пятиэтажками серии ГИ обширной территории вдоль проспекта Народного Ополчения развернулась в первой половине 1960-х годов. О конструктивных особенностях данной серии мы писали в одной из недавних публикаций. Облупившиеся белые, желтые и грязно-зеленые фасады пятиэтажек уже давно наводят ужас и на представителей обслуживающих организаций, и на потенциальных приобретателей квартир. Между тем это жилые здания, которые имеют вполне приличный, по сравнению с другими сериями «первохрущевок», запас прочности. И, к слову, это не совсем типичные «панельки»: межквартирные несущие стены в них сложены из газобетонных блоков.

Нетипичны для отечественного крупнопанельного домостроения и планировки квартир в таких хрущевках (о них мы также подробно писали). Пятиэтажки укомплектованы исключительно трех- и четырехкомнатными квартирами с миниатюрными спальнями и проходными общими комнатами (при разработке данной серии за основу были взяты «европланировки» послевоенного образца). «Трешки» в таких домах весьма специфические: еще в советское время их прозвали «шесть-девять-пятнадцать» – по метражам комнат.

Одно- и двухкомнатные квартиры имеются в восьми- и девятиэтажных точках, сосредоточенных преимущественно в Кировском районе – в жилых кварталах, примыкающих к Краснопутиловской улице. Причем «однушки» здесь также отличаются от других типовых квартир того периода и по планировкам напоминают современные квартиры-студии: проход в миниатюрную (меньше 5 кв. м) кухню осуществляется через комнату.

Кстати, в тех же кварталах, например, на улице Червонного Казачества, имеются дома модернизированной серии А, которая должна была прийти на смену серии ГИ, но широкого распространения не получила: пятиэтажки признали тупиковой ветвью строительной эволюции. Внешне обе серии почти близнецы, единственная принципиальная модернизация – на смену совмещенным санузлам пришли раздельные.

Следующее поколение многоквартирных домов Юго-Запада – так называемые «корабли» серии 1-ЛГ600, о которых мы также подробно говорили. Причем именно ближайшие к Автовскому ДСК территории, собственно, и стали для проектировщиков своего рода «испытательным полигоном».

При проектировании «кораблей» применялись прогрессивные на тот период блок-секционные принципы. Сводились они к тому, что основной единицей застройки был не собственно многоподъездный дом, а секция (подъезд). Но поскольку проектировщики не успевали за потребностями в разработке угловых и поворотных секций, между «панельками» возводили кирпичные дома-вставки, в которых порой имелись весьма просторные квартиры нестандартных планировок. Такие проектные решения реализованы в «корабельной» застройке Петергофского шоссе.

Если внимательно приглядеться к таким домам, можно увидеть, что на верхних этажах порой имеются «неучтенные» двухуровневые квартиры. В 1990-е годы, когда контроль за производимыми гражданами перепланировками был ослаблен, некоторые владельцы жилья на верхних этажах смогли вполне легально «прихватить» помещения верхних технических этажей.

На улице Пионерстроя, которая когда-то была самой западной окраиной Ленинграда, имеются архитектурные доминанты позднего «брежневского» периода – пятнадцатиэтажные точечные «корабли» модификации 1-ЛГ-600А14, а также многоподъездный причудливо изогнутый «корабль»-змейка, вписанный в старинный парковый ландшафт.

В начале 1980-х годов на смену «кораблям» пришли панельные дома серии 600.11 – также с газобетонными наружными стенами. Такие здания в обозначенном нами жилмассиве тоже имеются, но их относительно немного. К моменту постановки данной серии на домостроительный конвейер массовая застройка Юго-Запада завершилась, началась уплотнительная. Жилые здания раннего рыночного периода – это преимущественно монолитно-панельные дома гатчинских серий. Таким образом, «газобетонный период» для массива завершился.

Наш век для обозначенной территории отмечен первым комплексным проектом «Балтийская жемчужина», а также пилотными проектами городской программы развития застроенных территорий. Так, в квартале 7-17 Красносельского района, ограниченном проспектом Ветеранов, улицей Пограничника Гарькавого, проспектом Народного Ополчения и улицей Летчика Пилютова, можно наблюдать первые результаты реализации обозначенной программы – здесь уже введены в эксплуатацию первые жилые корпуса ЖК «Сандэй», предназначенные и для переселения жильцов окрестных пятиэтажек.

Парадоксы ценообразования

Юго-Запад – стратегический поставщик самого демократичного по ценам семейного жилья на квартирный рынок Петербурга. Так, цены на трехкомнатные квартиры «шесть-девять-пятнадцать» в пятиэтажках серии ГИ стартуют с отметки 3,7 млн руб. (уточним, что для более современных районов это средняя цена просторной «однушки»). Парадокс ценообразования в данном случае заключается в том, что за однокомнатные квартиры в тех же «кораблях», расположенных на улице Пионерстроя или Петергофском шоссе, продавцы запрашивают не меньше 3 млн руб., минимальные цены «корабельных» двухкомнатных – 4,1 млн руб.

Таким образом, жилье в «кораблях» заметно дороже, чем в хрущевских пятиэтажках. Однако это все-таки квартиры другого поколения, с более привычными для российских покупателей планировками. Кстати, несмотря на обшарпанные стены, «корабли» – это вполне долговечные дома, которые прослужат не одно десятилетие. Жаль, что в настоящее время пока еще нет городских программ тотальной модернизации и утепления газобетонных фасадов.

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок