– Павел Борисович, какие задачи ставит перед собой рабочая группа на ближайшую перспективу?
– Только что завершила свою работу наша региональная конференция ОНФ. Мы подводили итоги по основным направлениям деятельности и обсуждали планы на текущий год. Избран новый состав регионального штаба. В качестве члена штаба и руководителя рабочей группы я отвечаю за контроль в сфере ЖКХ и строительства.
Недавно в нашем городе открылся центр социально-экономического мониторинга «Общественный контроль», который создан силами нашей рабочей группы. Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективную реализацию и контроль за исполнением «майских» указов Президента РФ, которыми, в частности, определены основные направления формирования жилищной политики. Рабочая группа уже провела анализ текущей ситуации в этой сфере.
Больше всего вопросов вызывает расселение аварийных домов, капитальный ремонт многоквартирных домов, формирование тарифов на услуги ЖКХ, контроль качества строительства при реализации государственных жилищных программ. За этим наблюдает созданный центр социально-экономического мониторинга «Общественный контроль». Который, в свою очередь, будет активно взаимодействовать с федеральным центром независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта.
– Недавно Минстрой представил свой вариант законопроекта, которым предлагается регулировать процесс расселения аварийного фонда. Как оцениваете этот документ?
– Откровенно говоря, законопроект сырой, а его положения в значительной степени ущемляют права граждан. Людям, которые занимают квартиры в аварийных домах по договорам социального найма, при переезде в новое жилье будут предлагать заключить соглашения о некоммерческом найме, сроком на десять лет. Что, на мой взгляд, ущемляет их интересы. Другие положения документа также нуждаются в доработке.
Что касается наших региональных проблем, то у нас существует договоренность о проведении в самом ближайшем будущем совместного совещания с Жилищным комитетом: необходимо наладить плановый мониторинг хода расселения аварийных домов, по результатам которого планируем проводить выездные проверки. Таким образом, будем опираться не только на статистику, но и на мнение самих жильцов. Благодаря этой работе можно понять реальные проблемы, связанные с расселением аварийного жилья, выявить возможные нарушения интересов граждан. Такая масштабная работа уже проводилась в прошлом году по заданию центрального штаба. В ходе проверок выявлялись существенные нарушения. Ряд замечаний устранялся уже в ходе работы, многие поставлены на контроль.
Немало вопросов вызывает ход реализации программы капремонта жилья в Петербурге: с недавнего времени петербуржцы ежемесячно перечисляют на эти нужды определенную сумму. На счетах Фонда капремонта накапливаются значительные средства: важно не только контролировать их использование, но и следить за качеством проводимого в городе капремонта. Также есть смысл определить алгоритм выбора подрядчиков для реализации программ капремонта, в соответствии с новым законом о госзакупках (44-ФЗ).
Традиционно, вопросами капремонта занимались районные администрации. Однако прокуратура неоднократно находила нарушения в их работе. В ближайшее время мы намерены проанализировать взаимоотношения между Фондом капитального ремонта и районными властями, дабы упредить саму возможность нарушения закона.
Не стоит забывать и о том, что на многие здания отсутствует техническая документация. В ряде случаев техпаспорта составлены неправильно. Оценить реальную степень износа здания в такой ситуации весьма затруднительно.
Отдельной проработки требуют вопросы капремонта домов, находящихся в историческом центре Петербурга. К сожалению, во многих случаях приходится наблюдать отсутствие комплексного подхода к его решению. К примеру, сначала начинается ремонт фасада – но при этом у дома может протекать крыша или разрушаться фундамент. Особенно критичны такие случаи для домов в исторической части города.
– В последнее время много говорят и о некачественной работе компаний, которые управляют многоквартирными домами. Что можно сделать для улучшения ситуации в этой сфере?
– По закону все управляющие компании в ближайшее время должны пройти аттестацию специалистов и получить лицензии, дающие право заниматься соответствующей деятельностью. Но, к сожалению, возможности для эффективного прохождения аттестации сейчас отсутствуют. Нет обучающих программ, специалистов, которые могли бы оценивать качество оказываемых УК услуг, соответствующих критериев и стандартов.
К тому же формирование лицензионной комиссии в Петербурге происходило без должного общественного контроля. В ее состав, главным образом, входят чиновники – откровенно говоря, работа получается несколько однобокой.
– В каких еще направлениях будет работать центр социально-экономического мониторинга «Общественный контроль»?
– Сейчас наш центр активно привлекает к работе ведущих специалистов в сфере жилищной политики, юристов, имеющих судебную практику решения различных конфликтов в сфере управления многоквартирными домами и ЖКХ. Неоценимую помощь в работе оказывают общественные организации, в том числе – Санкт-Петербургская палата недвижимости.