Разговоры о том, что девелоперам необходимо уходить от одиночных проектов и начинать квартальную застройку, велись еще с конца 90-х годов. Однако к комплексному освоению территорий Петербург подошел только в 2005 году – и первопроходцем здесь стал зарубежный инвестор. В июне 2007-го на территории будущего многофункционального комплекса «Балтийская жемчужина» состоялось торжественное открытие делового центра, площадь которого – 10 тыс. кв. м. Общие инвестиции в застройку «китайского квартала» оцениваются в $1,3 млрд. Он раскинется на площади 164 га.
Вслед за «Балтийской жемчужиной» в городе стали появляться другие проекты, не уступающие по масштабам «первой ласточке». Так, израильская Fishman Group в 2006 году представила проект строительства на Пулковском шоссе многофункционального комплекса, по площади превышающего 1 млн кв. м. Инвестиции в проект составили более $1 млрд, а соотношение жилья и коммерческой недвижимости заложено в пределах 1:2.
ПРЯМАЯ РЕЧЬИлья Еременко,
Комплексное освоение территорий стало актуальным и по вполне прозаическим причинам: резервы «уплотнительной застройки» практически исчерпаны. Кроме того, наличие внутри исторического центра множества градостроительных и инфраструктурных ограничений (недостаток электрических мощностей, ветхость инженерных сетей) подталкивают инвесторов на окраины. Немаловажным фактором остается и более низкая стоимость земли вне центра города. |
В 2007 году в Петербурге был начат новый комплексный проект. Корпорация «Главстрой», входящая в холдинг «Базэл», выиграла на земельном аукционе, проводимом Фондом имущества Петербурга, право на застройку района «Юнтолово» (площадью 437 га), в северо-западной части города. Площадь строительства – более 1,35 млн. кв. м.
Администрация Петербурга заявляет о том, что количество проектов по комплексному освоению территорий в будущем только возрастет: по мнению властей, лишь комплексный подход позволит развивать кварталы максимально сбалансированно, сочетая в них социальные, жилые и коммерческие функции. Кроме того, комплексный подход под силу только крупному инвестору, готовому взять на себя проблемы по обеспечению больших территорий транспортными и инженерными коммуникациями. Да и городским властям проще взаимодействовать с одной крупной компанией, чем с десятком мелких.
Самодостаточный квартал
Как говорили участники круглого стола, несомненным плюсом территорий, развивающихся комплексно, является их самодостаточность: до основных объектов жизнедеятельности можно добраться в течение 5–10 минут. Оптимизация транспортной модели дает возможность доступа к важным общественным узлам, приводит к перераспределению нагрузки с основных магистралей на второстепенные – жителям не нужно ехать в другую часть города, чтобы сделать покупки, обратиться за медицинской помощью, отдохнуть и т. п.
«При комплексном освоении земель, как правило, соблюдается сбалансированный функциональный микст застройки: продуктовая линейка максимально разнообразна, социально-бытовая и культурная инфраструктура развита. Преимуществом комплексных кварталов является предсказуемость для потребителей, предсказуемость для инвестора», – считает Илья Еременко, генеральный директор ЦПР «Петербургская недвижимость». Кроме того, по его словам, наличие транспортной и социальной инфраструктуры при комплексной застройке повышает ликвидность проекта, а также стоимость продукта.
Актуальность комплексного освоения земель, по словам Ильи Еременко, связана в настоящий момент еще и с тем, что на рынке появились крупные инвесторы, способные осваивать обширные территории. Налицо и рыночные преимущества комплексной многофункциональной застройки: продавать расположенные в ней объекты значительно проще, поскольку покупатель не будет опасаться, что рядом с приобретенной недвижимостью через несколько лет появится какое-либо грязное производство или просто портящее вид сооружение. Именно предсказуемость является козырем для будущих собственников. «Не говоря уже о том, что при комплексном освоении проект управляется гораздо лучше по сравнению с точечной застройкой», – уверен господин Еременко.
Создание многофункциональных комплексов, по его мнению, становится трендом. Тенденция обусловлена стремлением девелоперов использовать по максимуму экономический эффект от использования участка и диверсифицировать связанные с проектом риски.
В отличие от обычного проекта особенностью комплексного освоения территории является необходимость проектирования и строительства инженерных сетей и улично-дорожной сети. |
Практика решает все
Илья Еременко настаивал на том, что для подготовки проектов комплексного освоения территорий необходимо привлекать именно местных консультантов, причем имеющих девелоперский опыт. «Опыт девелопмента на петербургском рынке, с учетом существующих градостроительных ограничений, помогает стартовать на шаг раньше и финишировать с большим запасом. Это делает маркетинговые концепции очень привлекательными для реализации», – утверждает он.
Сегодня в крупных проектах многофункциональной застройки используется мастер-планирование, выполняемое, как правило, зарубежными специалистами.
«Необходимо, чтобы предшествующий анализ наилучшего использования земельного участка, case study, и последующее уточнение функционального зонирования выполнял местный консультант, знающий локальные градостроительные ограничения и местный рынок», – уверял собравшихся господин Еременко. «Сегодня за консалтинг по территориям берутся компании, не занимавшиеся прежде брокериджем. Они извлекают информацию о ценах и спросе из рекламных каталогов и других вторичных источников, – сетовал докладчик. – А консультант должен быть «в рынке», он должен иметь свою брокерскую базу».
По мнению Ильи Еременко, только данные по заключенным сделкам, представленные на основе репрезентативной выборки по местному рынку и обрабатываемые в течение ряда лет, дают «моментальный снимок» спроса. И служат экспертной базой для прогнозирования тенденций.
«Иногда девелоперы привлекают двух-трех консультантов. Тут не обходится без курьезов: нередко из их данных извлекается нечто «среднеарифметическое», что, конечно же, принципиально неправильно», – полагает докладчик.
Господин Еременко также склонен больше доверять и местным архитекторам. «Преимуществом местных архитекторов является понимание петербургской архитектурной среды, местных градостроительных норм и условий «проходимости» проекта через согласующие органы», – говорит он.
К недостаткам архитекторов Илья Еременко относит слабое понимание коммерческой составляющей недвижимости: «Консультант в области архитектуры часто работает над проектом в «обратном порядке», когда уже выполнен проект планировки территории и даже спроектированы конкретные объекты. В этом случае ему необходимо выполнить анализ их наилучшего использования и провести маркетинговое исследование, чтобы затем скорректировать проект в соответствии с концепцией и «опустить его с неба на землю».
Новые отношения
Вице-президент холдинга «Балтрос» Александр Тарасов рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться холдингу при реализации комплексного освоения территории в Пушкинском районе. Там компания строит жилой комплекс «Славянка», где на 220 га будет возведено порядка 1,3 млн кв. м жилья для 20 тысяч человек. «Прежде всего, комплексное освоение территорий начинается с работы с неподготовленной землей, на которой нет ни коммуникаций, ни каких-либо согласований по ним. Поэтому в начале работ необходимо провести всесторонний анализ рынка от выбора участка и особенностей градостроительных условий (изучить генплан, планируемое развитие транспортной и инженерной инфраструктуры) до анализа инженерного обеспечения и транспортной доступности», – говорит Александр Тарасов. Только на основе проведенной работы следует разрабатывать концепцию застройки выбранного участка и готовить технические условия подключения к инженерным сетям.
В отличие от обычного проекта, при котором строится одиночный, пусть даже и крупный, объект, особенностью комплексного освоения территории является необходимость проектирования и строительства инженерных сетей и улично-дорожной сети.
При реализации комплексных проектов отличаются схемы взаимодействия девелопера и с банком, и с органами государственной власти. «ВТБ ведет проектное финансирование на базе невозобновляемой кредитной линии. Размер кредитной линии – 1,655 млрд руб., срок кредитования – 2,5 года. Оплату процентов мы осуществляем ежеквартально. Источником оплаты процентов и погашения основной суммы долга является выручка от реализации земельных участков», – говорит Александр Тарасов. Дополнительным условием кредитования стало привлечение независимой надзорной компании.
ПРЯМАЯ РЕЧЬИрина Шарипова,
Система взаимодействия участников проекта при комплексном освоении территорий существенно меняется. Формализуются и цивилизуются финансовые отношения, усложняются юридические и нормативные процедуры. Поэтому немаловажным аспектом является организация пофазной реализации проекта, создание подвижной и открытой схемы, позволяющей в случае необходимости вносить изменения. |
Проект по-человечески
Нередко проект комплексного освоения территорий приводит к изменению функционального назначения высвобождаемой территории: от индустриального использования к коммерческому либо жилому.
Свое выступление Ирина Шарипова посвятила роли мастер-плана при реализации проекта. «Одна из важнейших задач, которые стоят перед разработчиками мастер-плана, – совмещение экономических целей девелопера и ожиданий общества. Необходимо создать городскую структуру, которая понятна, удобна и достаточно устойчива для последующего развития», – пояснила она. Структурирование проекта, по словам госпожи Шариповой, должно вестись так, чтобы он был выгоден даже в случае частичного осуществления.
Комплексное освоение территорий, как считает она, всегда физически, экономически и социально трансформирует место, на котором ведутся работы. «Это требует осуществления значительных инвестиций на стадии предевелопмента», – говорит она.
В числе наиболее важных проблем, которые надо учитывать при реализации комплексного проекта, почти все собравшиеся называли «встраивание» проекта в существующую окружающую среду. «Это и экологический аспект (оценка загрязнения, планы санации, подтверждение экологической безопасности и пр.), и вопрос организации общественного пространства», – пояснила Ирина Шарипова.
По мнению Ирины Шариповой, помимо всех вышеперечисленных проблем, немаловажным является процесс формирования «персоналии», то есть ярко выраженной индивидуальности проекта, сообщающей ему дополнительную ценность.