Речь, в частности, идет об указе Президента РФ № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем…», которым определены новые направления формирования жилищной политики. Пути их реализации обсуждались на заседании рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Петербурге. Заседание состоялось на базе центра социально-экономического мониторинга «Общественный контроль».

Помощь и поддержка

Как рассказал руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Павел Созинов, в целом положения указа реализуются в Петербурге на должном уровне. «По сравнению с другими регионами динамика положительная. Но остается ряд нерешенных вопросов. Прежде всего, необходимо корректировать ряд местных документов жилищного законодательства. В их числе – городской закон о защите обманутых дольщиков и программа капитального ремонта жилья», – пояснил Павел Созинов. Также, по его словам, в ближайшее время нужно изменить критерии расчета стоимости жилищно-коммунальных услуг и повысить эффективность разработки проектной документации.

Участники рабочей группы говорят: качество строительно-монтажных работ порой не выдерживает критики. При этом действующее законодательство не способствует улучшению в данной сфере. Так, по словам заместителя директора Центра государственной экспертизы Санкт-Петербурга, члена ревизионной комиссии регионального отделения ОНФ в Северной столице Игоря Юдина, одна из главных проблем, которые возникают при согласовании строительных проектов, – ошибки в исходно-разрешительной документации. «Откровенно говоря, готовят ее слабо – многие застройщики надеются, что исправят недочеты в ходе проведения экспертизы. Но в итоге документацию приходится отдавать на доработку», – пояснил эксперт.

Он предложил внести в итоговый протокол заседания пункт о создании единого правового поля для организаций, занимающихся экспертизой строительных проектов. «На территории России работают примерно 400 компаний, которые предоставляют услуги негосударственной экспертизы. Более того, некоторые крупные застройщики сами создают такие организации. При этом требования к проведению негосударственной экспертизы зачастую менее жесткие, нежели к государственной», – пояснил Игорь Юдин.

Он рекомендовал внести на рассмотрение федеральных органов власти предложение о том, чтобы крупные жилые комплексы многофункционального назначения, объекты массового пребывания граждан, здравоохранения, социального обеспечения, а также – инженерные сооружения, линии связи и линейные объекты проходили обязательную государственную экспертизу на уровне субъектов РФ.

Также, по мнению Игоря Юдина, экспертизу проектов строительства станций петербургской подземки разумно передать на региональный уровень. «Сейчас каждый проект возведения станций метро проходит три этапа согласований. Сначала местные инстанции дают добро на проект надземного строительства. После этого проект отправляется в Москву, на согласование с ФАУ “Главгосэкспертиза России”. А затем – возвращается обратно и проходит экспертизу сметной документации. Такой алгоритм затягивает процесс проектирования и строительства станций метро», – уверен эксперт.

Варианты покупки

На заседании рабочей группы также рассматривался вопрос о перспективах развития ипотечного кредитования в России. Генеральный директор ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» Владислав Назаров констатирует: при сохранении неопределенной ситуации в сфере ипотечного кредитования объемы выдаваемых населению займов в этом году снизятся на 70% по сравнению с 2014-м. «Внятные правила работы на ипотечном рынке сейчас отсутствуют. Экономика перешла в “ручное управление”, и прогнозировать развитие рынка жилищного кредитования не представляется возможным», – сказал он.

По его словам, для поддержания спроса на рынке недвижимости стоит развивать другие финансовые механизмы покупки жилья – жилищно-накопительные кооперативы, стройсберкассы и т. п. С этим мнением согласны и банкиры. «Система альтернативных схем приобретения жилья может успешно работать – но лишь в том случае, если их поддержит государство. ЖНК и стройсберкассы могут эффективно функционировать в рамках механизма государственно-частного партнерства», – уверен председатель правления ОАО «Ганзакомбанк» Валерий Субханкулов.

Строительный контроль

Чтобы повысить качество работы в отрасли, НОСТРОЙ готовит законопроект о строительном подряде. Как рассказал вице-президент СРО НП «Строительный ресурс» Андрей Касьянов, в первую очередь планируется ужесточить требования к предквалификационному отбору подрядчиков, желающих участвовать в конкурсах на проведение строительных работ. «У подрядчиков разная квалификация и возможности по исполнению различных объемов работ. Но заказчик должен быть уверен, что тот или иной подрядчик сможет удовлетворить по всем предъявляемым требованиям – по безопасности, качеству строительства и т. п.», – пояснил Андрей Касьянов.

По его словам, проверки СРО своих членов в основной своей массе носят исключительно документарный характер. «Инспекционные ревизии на строительных площадках – это скорее исключение. Разграничения регулирующих функций между органами надзора и СРО пока в должной мере не произошло. Поэтому первым шагом должна стать стандартизация деятельности саморегулируемых организаций и их членов», – резюмировал эксперт. По его словам, необходим строгий квалификационный отбор, опирающийся на финансовые, материальные и профессиональные возможности подрядчика исполнить контракт.

Как пояснил Павел Созинов, это позволит повысить качество проведения строительных работ и при этом – разграничит ответственность СРО и государственных органов, контролирующих строительные организации. «Главное – не просто создавать некие стандарты оказания услуг, но и отслеживать их выполнение», – пояснил он.

Вместе с тем, по словам председателя технического комитета по стандартизации 066 (Росстандарт) «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» Владимира Шахова, до последнего времени никто всерьез не занимался созданием критериев оценки деловой репутации строительных компаний. «Соответствующий стандарт уже разработан, но сейчас он ориентирован исключительно на добровольное применение. На мой взгляд, претенденты на госзаказ должны в обязательном порядке соответствовать данному стандарту», – пояснил Владимир Шахов.

Также на заседании рабочей группы «Качество повседневной жизни» обсуждался законопроект о расселении аварийного фонда. По словам эксперта Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Юрия Курикалова, на фоне других регионов ситуация с аварийным жильем в Петербурге гораздо лучше. «Тем не менее проблема никуда не исчезла. Нам следует еще раз обратиться к критериям отнесения зданий к ветхим и аварийным и четко определить соответствующие понятия», – пояснил он.

Участники рабочей группы договорились контролировать исполнение 600-го указа Президента РФ и в целом активней взаимодействовать по обсужденным вопросам.

Текст: Сергей Бардин    Фото: предоставлено региональным отделением общественного движения «Народный фронт «За Россию»