О том, как предупредить возможные проблемы и оперативно решать возникающие задачи, говорили участники круглого стола под названием «IT-телекоммуникации в девелопменте и управлении объектами коммерческой недвижимости», который недавно состоялся в гостинице «Новотель».

Руководитель коммерческого отдела ЗАО «Вест Колл Лтд» Андрей Симоненков не сомневается, что чем раньше в процесс будут вовлечены специалисты, тем меньше затрат ляжет на плечи девелоперов в будущем. Оптимальный вариант – совместная работа уже на стадии проектирования и создания единой концепции объекта. В зависимости от формата решений в сфере телекоммуникаций может значительно измениться как эргономика, так и восприятие объекта в целом. Что немаловажно: в зависимости от выбранного решения может меняться и состав, и численность обслуживающего персонала, а это – различные затраты на содержание и эксплуатацию объекта.

Привлечение профессионалов на поздних сроках может привести к отрицательным последствиям. Помимо дополнительных финансовых затрат и работ по построению инженерных систем будет отодвинут срок запуска объекта, что явно отразится и на прибыли, и на сроках окупаемости объекта, и на репутации управляющей компании, и на отношениях с арендаторами.

«С развитием рынка стремительно растут и требования компаний, – пояснил Андрей Симоненков. – Поэтому при построении и организации систем связи необходимо оценивать ситуацию не текущего момента, а смотреть немного вперед. Не придется ли перестраивать систему узлов связи в тот момент, когда объект будет сдан?»

Также в ходе встречи обсуждался вопрос о вариантах взаимодействия с операторами связи. По словам начальника отдела телекоммуникаций ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» Рината Аббясова, девелопер может либо привлечь на объект только одного оператора связи, либо предоставить открытый доступ любому количеству операторов без ограничений, либо создать соб­ственную структуру. Каждая из этих схем имеет свои плюсы и минусы. Так, в предоставлении эксклюзивного права на обслуживание арендаторов одним оператором связи неоспоримым преимуществом является то, что за все происходящее на объекте несет ответ­ственность именно этот оператор. При привлечении же нескольких операторов возникают трудности с определением зон ответственности. И потому важно с самого начала четко определить, кто и за какие вопросы отвечает, а также прописать сроки решения возможных проблем. К числу плюсов работы нескольких операторов на объекте Ринат Аббясов отнес здоровую конкуренцию, которая заставляет совершенствовать качество услуг и уровень обслуживания арендаторов. Наконец, при создании локального оператора у собственника образуется полный контроль над тарифами, условиями обслуживания арендаторов, платежами, структурой сети. Кроме того, собственник получает прибыль от телекоммуникационной составляющей проекта, а не комиссию. Недостатком последней схемы является необходимость значительных инвестиций, высокие единовременные и текущие расходы.

Участники круглого стола рассказали также о дополнительных видах сервиса для привлечения арендаторов и посетителей, обсуждали возможности и перспективы использования новых продуктов в России, проанализировали недостатки и преимущества функционирования новинок, недавно запущенных на рынок.

Текст: Татьяна Елекоева