Строительство монорельсовой дороги было проведено в Москве не просто так. В 2010-м – так планировалось – Москва должна была принять Всемирную выставку EXPO. Однако судьба распорядилась иначе.

Ничего себе «игрушка»!

Не примет столица ни выставку, ни Олимпиаду. А деньги – уже потрачены. Монорельс обошелся казне в $200 млн. Оно и немудрено: подвижной состав заказывали в Швейцарии, чтобы «было красиво». Однако красиво – не значит хорошо. Первые составы пошли – и тут же посыпались проблемы. Чаще всего – из-за крайней ненадежности контактной сети. Сам по себе состав «обнимает» рельс с трех сторон – по бокам и поверху. А токосъемник «бежит» по контактному кабелю. Вот с ним-то и случались ЧП. Так что то, что, по-идее, должно было быть чем-то стремительным, на самом деле еле ползло.

Что, видимо, и подвигло руководителя метрополитена Москвы Дмитрия Гаева заявить в конце августа, что монорельс – это неудавшийся эксперимент, и на нем бы надо поставить точку. В качестве аргумента Дмитрий Владимирович приводил цифры. Неутешительные, к слову. За все время работы монорельс перевез 700 тысяч пассажиров (по данным Департамента транспорта и связи – в два раза больше) – это столько, сколько за неделю «принимает» и «распределяет» всего лишь одна конечная станция московской подземки – к примеру, «Юго-Западная». Окупаемостью и не пахнет – несмотря на то, что билетик стоит 50 рублей.

Сам Гаев, правда, подчеркнул, что вообще от идеи монорельса отказываться не стоит. К слову, уже в середине сентября прошла информация о том, что компания MiraxGroup намерена к 2010 году построить свой монорельс, который соединит строящийся сейчас комплекс Mirax Plaza на левом берегу Москвы-реки с ММДЦ «Москва-Сити».

Суть проекта: в «Сити» всем машиномест не хватит; вот и предлагается белым и голубым воротничкам оставлять машины в районе Поклонной горы, а потом – за 20 рублей – перебираться на другой берег. После того, как «Сити» достроят, монорельс мог бы перевозить в день до 350 тысяч человек – совсем другие деньги получаются. Однако в вопрос вмешалась вышестоящая инстанция.

Быть! Потому что не может не быть

…Неделю назад, выступая в программе «Лицом к городу», мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что в правительстве Москвы готовится распоряжение, касающееся судьбы монорельса. Эксперимент закончен – пора вводить новый вид городского транспорта во всеобщее обращение.

«Любому виду транспорта необходим испытательный срок, - рассказала корреспонденту БН.ру пресс-секретарь Департамента транспорта и связи Мария Проценко. – Этот срок необходим для лечения «детских болезней». Мы считаем, что монорельс это испытание выдержал и готов стать первым наземным видом скоростного внеуличного транспорта».

Перво-наперво, монорельс сделают дешевым, унифицировав стоимость проезда и тип талончика с метровским. В настоящее время это 17 рублей, хотя с нового года будет уже 20. Дело за малым: убедить москвичей пользоваться этим видом транспорта.
Вот автор этих строк и решил проверить на себе удобства и неудобства монорельса.

Катится, катится голубой вагон…

От станции метро «ВДНХ» до остановки монорельса «ВВЦ» (вот такие превратности) – порядка 200 метров. На улице – далеко не лето. Сквозящий ветер гонит пыль и сухие листья. Но какой интерес в этой самой «ВВЦ»? Уж если кататься, так от конечной и до конечной! Значит, надо идти до улицы Сергея Эйзенштейна – а это еще с полкилометра.

В кассовом зале пусто, эскалатор работает вхолостую. На перроне – человек 10, на табло надпись: «Время ожидания – 7.35». Бело-синий вагон выплыл как будто из ниоткуда, просто проявившись сквозь желтеющую зелень деревьев на окраине улицы Сергея Эйзенштейна. Голос диктора – «Осторожно, двери открываются», и можно зайти в вагон, отправившись в пятикилометровый путь от ВВЦ до станции метро «Тимирязевская». На раздвижных дверях – непривычное для глаза «Don’t touch» - «Не прикасаться».

Состав постоял минуты две, отошел, развернулся и снова причалил к перрону. Вагон – как комнатка размером 4х2 метра, с десяток сидячих мест, и далеко не все заняты. Движение довольно плавное, но небыстрое. Особенно при повороте, когда состав откровенно тормозит – в том числе и в переносном смысле. По словам машиниста, особенно разгоняться смысла нет: соседние станции в пределах прямой видимости.

Время в пути – 18 минут, за которые поезд преодолевает 4,5 километра. С одной стороны, неплохо: в час пик от ВВЦ на Тимирязевскую быстрее и не попасть: можно на час в пробке застрять. С другой – данный транспорт может быть полезен разве что работникам телецентра, до которого долго и неудобно добираться. Да и то – от станции метро «Тимирязевская»: здесь у проектировщиков хватило смекалки построить разворотный круг монорельса рядом с наземным вестибюлем метрополитена.

В остальном же… У монорельса могло бы быть будущее, если б составы делали круг по гигантской – 64 гектара! – территории Всероссийского выставочного центра, где пока все доступно только в пешем порядке. У него могло бы быть будущее, свяжи он не две, а три линии метро – у людей появился бы выбор. Но пока его будущее – несмотря на почти написанное распоряжение Юрия Лужкова – туманно. И очень жаль.

Справка

История московского монорельса могла бы насчитывать уже полвека: первые работы по его проектированию начались еще в 60-е годы. Но дальше бумаги дело не пошло. Вернулись к идее 10 лет назад. В сентябре 1998-го выходит распоряжение мэра о начале проектирования и строительства монорельса. В феврале 1999 года создается ОАО «Московские монорельсовые дороги», в сентябре 2001 начинаются строительные работы. Дорогу построили за  три года: в январе 2004-го по первой и единственной линии в шесть станций - «Тимирязевская», «Улица Милашенкова», «Телецентр», «Улица Академика Королева», «Всероссийский выставочный центр», «Улица Сергея Эйзенштейна» - пошли первые составы.


Текст: Лев Демин