Здесь до 2010 года планируется построить подземные паркинги вместимостью до 450 машин. Проект потребует многомиллионных инвестиций и сложных инженерных решений. Вместе с тем есть более простое решение – как раз и навсегда покончить с нехваткой мест на парковке.

Представьте себе такую картину. Вечером вы возвращаетесь с работы домой. Подъезжаете к воротам, которые плавно и бесшумно открываются вверх. Вы заезжаете на специальную площадку, ставите автомобиль на ручник. Колеса автомобиля при этом блокируются специальными «башмаками».

Пока вы получаете у оператора пластиковый жетон с номером, автомобиль обдувается теплым воздухом. Затем оператор, проверив надежность блокировки колес, нажимает несколько клавиш и… Взмыв под потолок, автомобиль теряется в полумраке среди сотен таких же «железных коней», поставленных на ночное хранение в огромный «секретер». Вы думаете, это фантастика? Отнюдь! Это – более чем реальный проект российского разработчика.

Все началось на складе

«Идея нашего ноу-хау лежит в… истории «КамАЗа», - рассказал один из разработчиков проекта кандидат технических наук Сергей Позняков. – Четверть века назад, когда создавался этот гигант, все в Набережных Челны строилось по последнему слову техники. В том числе – огромные, почти полностью автоматизированные склады. С тех пор прошло много лет, пока однажды, в начале 90-х годов, бывшим инженерам «КамАЗа» не пришла в голову мысль заняться разработками проектов автоматических конвейерных линий. Одной из наших разработок, кстати, является окрасочная линия для автомобилей «Ока». Но не это главное».

Как рассказал Сергей Николаевич, в самой идее высотных парковок нет ничего нового: например, в Японии, где традиционен дефицит свободных площадей, уже в 70-е годы начали размещать автомобили «по вертикали». Да и в США, и в Европе существовали многоэтажные гаражи, в которых автомобили доставлялись к месту парковки на специальных лифтах. Однако способ этот был достаточно дорог. И – долог.

Чтобы удешевить работу многоэтажных паркингов, требовалось полностью автоматизировать их работу. И сегодня в той же Японии, у фирмы «Тойота», есть полностью автоматический многоэтажный гараж на 10 тыс. (!) автомобилей.
Отечественный проект конечно, попроще: «всего» 576 автомобилей. Но при этом площадь паркинга – менее полутора тысяч квадратных метров (точнее, это прямоугольник со сторонами 50 на 28 метров), высота – 25 м (десятиэтажный дом). По длине этот поставленный на попа параллелепипед вмещает 6 машин, по ширине – 8, по высоте – 12. Итого – 576.

Цена вопроса

По словам Сергея Познякова, такой паркинг стоит порядка ?3,3 млн. Стоимость одного машиноместа в нем – ?5,5 тыс. Срок от начала строительства до пуска, включая наладочные работы – 12-15 месяцев. При грамотной эксплуатации он, по нашим подсчетам, окупится за полтора, максимум - два с половиной года. Разумеется, такой многоэтажный гараж – не для владельцев стареньких «Жигулей». Но в столице немало автомобилистов, которые готовы тратить $300 в месяц на безопасную охраняемую автостоянку.

Попробуйте угнать автомобиль с такого «стеллажа»! Не зная кода, даже оператор под угрозой оружия не сможет отдать преступникам «выбранную» машину! Такие высотные гаражи можно было бы использовать как временные стоянки в центре города, у аэропортов, вокзалов. Опять-таки ориентировочная цена одного часа высотной парковки – 30-35 руб. Это, если не ошибаюсь, в два раза меньше, чем в подземном гараже комплекса на Манежной площади.

Для сравнения: мэрия столицы намерена выделить $30 млн (?23 млн) только на эксперимент по строительству двух – подчеркиваю – паркингов типа «чертово колесо»: в нем автомобили располагаются на вращающееся вертикально ленте. А идею многоэтажных стоянок, между прочим, пару лет назад выдвигали и чиновники правительства Москвы: оснащенные лифтами «этажерки» планировалось пристраивать к глухим торцам жилых домов.

“Лифты – это устаревшая технология. Там – моторы, цепи, трущиеся детали… Одним словом – шум, - пренебрежительно махнул рукой профессор Позняков. – В нашем проекте задействована гидравлика. Видели, как работают погрузчики контейнеров? Если не считать двигателей – совершенно бесшумно. Мы используем при конструировании оборудование самых передовых фирм – «DEMAG» и «BAUER», а автоматику – «Siemens» и «OMRON». В нашей разработке роль погрузчиков выполняют четыре крана-штабеллера. Каждый из них по команде оператора забирает из свободной секции «поддон», который, после того как автомобиль будет запаркован, вернется на свое место.

Когда мы разрабатывали проект, учли габаритные размеры самого крупного автомобиля – 600-го «Мерседеса». Так что не волнуйтесь: и бока вашего авто не будут поцарапаны, и зеркала останутся в целости. Кстати, машину перед транспортировкой на штабель обдуют теплым воздухом. Это особенно ценно зимой: вся грязь с нее упадет в поддон, откуда будет убрана автоматическим пылесосом».

Идеальное решение

Паркинг на 576 машиномест – это не типовой проект: по словам Позднякова, его можно «резать» и вдоль, и поперек, и в высоту… Минимальная ширина – 10 м, чуть меньше, чем ширина торца типовой многоэтажки. Так ведь спальным районам слишком большие паркинги не нужны – 200-300 машиномест на два дома. Примерно.

«Если честно, мы не рассчитываем, что многоэтажные гаражи по нашим проектам будут строить в спальных районах, - сказал Сергей Николаевич. – Но для центра такого мегаполиса, как Москва, они просто необходимы. Наш паркинг можно, например, разместить «внутри» офисного здания, использовав его, как стержень строения. Если оформление из стекла или пластиковых панелей портит вид улицы – фронтон может быть классическим»…

Автор этих строк видел компьютерную модель работающего паркинга. Конечно, голливудские спецэффекты, они покруче будут. Но все равно – впечатлило. И начал подсчитывать… Ежесуточно в центре города необходимы 60 тыс. мест для автомобилей. Это – 6 таких гаражей, как у «Тойоты». Всего шесть! А их размеры – примерные, естественно – при высоте 25 м, 50 на 200… Сколько автомобилей сейчас собирает открытая площадка у Крестьянской заставы? Площадь ее, между прочим, та же.


Текст: Лев Демин