Так что же ждет один из красивейших вокзалов Москвы? Начальник Рижского вокзала Александр Сальников посоветовал автору этих строк не искать дешевых сенсаций у Крестовского путепровода:
«О переносе московских вокзалов за МКАД болтают давно, но это не более, чем просто слухи и досужий вымысел.
Как можно куда-то переносить наш вокзал?
Взгляните на карту: наша дорога связывает Дмитровское и Ленинградское шоссе, дублирует Волоколамку. И многие пассажиры сознательно выбирают маршруты, включающие поездки на электричках, чтобы не простаивать часами в пробках. Железная дорога перевозит миллионы пассажиров, и даже если часть этого потока «переложить» на городской наземный транспорт, он может не выдержать такой нагрузки.
Кроме того, москвичи любят наш вокзал и даже за предварительными билетами на любые направления предпочитают приезжать к нам. Только что здание вокзала было прекрасно отреставрировано, перед ним поставили новый фонтан, идет реконструкция платформ, рядом ¬музей железнодорожного транспорта, намечается построить для него крытый павильон».
Рижский вокзал (до 1942 года - Виндавский, до 1946 года - Ржевский), был сооружён в 1899-1902 по проекту архитектора Ю.Ф. Дидерикса у площади Крестовской заставы (с 1947 Рижская площадь). Введён в строй в 1903 году. Сегодня сюда приходят три пары поездов – два скорых «Москва-Рига» и пассажирский «Москва – Великие Луки». Немного. Плюс – электрички. Так что данный вокзал – самый тихий из московских. Но вовсе не означает – заброшенный.
«Есть предложения по преобразованию территории Рижского вокзала в общественное пространство, - рассказал глава Москомархитектуры Александр Кузьмин. - Один-два поезда, которые приходят на вокзал в день, в принципе, могут перехватывать другие вокзалы. А на территории грузового двора, заставленного контейнерами, можно было бы разместить объекты городского значения и жилья.
Но сама тема перепрофилирования Рижского находится пока на стадии проектного предложения. Никакого решения об упразднении вокзала пока нет. Москвичи смогут им пользоваться еще долгое время. Тем более что для многих жителей Московской области и Митино это – единственные на сегодняшний день ворота Москвы».
Куда Макар телят не гонял
Идея переноса московских вокзалов на окраины, мягко говоря, не нова. Об этом говорят уже лет 10. После того, как МКАД была реконструирована и приняла на себя основной транспортный поток города, ряд архитекторов предложил «передвинуть» вокзалы поближе к МКАД. Основание было простым. Так, большая часть москвичей проживает в спальных районах, а все вокзалы – в центре, где гигантская пассажирская нагрузка и транспортные пробки.
В такой ситуации от дома до вокзала проще было бы добраться по МКАД. Вторая составляющая: те, кто приезжает на столичные вокзалы, направляются затем опять же в спальные районы… Перенос вокзалов тогда решал проблему перегруженности Центра. Однако сегодня и на окраинах Москвы дороги перегружены, а попасть в пробку на МКАД проще, чем оказаться в заторе на Садовом.
А вот что касается Рижского вокзала, то, действительно, перенос его функций действительно обсуждался, причем еще шесть лет назад. В 2001 году Юрий Лужков поручил Москомархитектуре проработать с тогда еще Министерством путей сообщения России вопрос переноса Рижского и Савеловского вокзалов на периферию города.
Поезда, прибывающие на Рижский, планировалось переправить на Ленинградский вокзал. А электрички «оставлять» в районе Тушино или Покровское-Стрешнево. Что же до Савеловского вокзала, то его предполагалось «передвинуть» к станции метро «Петровско-Разумовская»: здесь планировалось обустроить крупный пересадочный узел.
Такие работы могли высвободить значительные городские территории под строительство: на новых участках можно было построить до 350 тыс. кв. м жилья. Но вот как быть с самими вокзалами? Ведь большинство «ворот» города – памятники архитектуры. Можно ли сохранить и их, и их функции?
Можно!
Глубокий ввод
Не так уж далеко от Рижского вокзала существует улица Образцова. Конечно, при упоминании этой фамилии многие думают о выдающемся кукольнике Сергее Владимировиче Образцове. Однако улица названа в честь его отца, выдающегося ученого-железнодорожника Владимира Николаевича Образцова.
Всю свою жизнь он посвятил проектированию железнодорожных станций и узлов, был одним из основателей детских железных дорог. Однако, по воспоминаниям его сына, любимейшей идеей Владимира Образцова был «глубокий ввод». Представьте себе: поезд, идущий к Москве, не доходя до МКАД, «ныряет» под землю, а «выныривает» уже на подъездных путях какого-либо из столичных вокзалов.
Эту идею Владимир Николаевич начал «пробивать» еще до Первой мировой войны. И сперва помешала война, потом – революция, потом – разруха, индустриализация… Не то чтобы у вставшей на ноги Страны Советов не было денег на организацию «глубокого ввода»: в 30-е годы начинали реализовываться проекты и посложнее. Просто, видимо, тогда никто не видел в этом надобности.
Зато проект оценили в Польше – именно по такой схеме работают вокзалы Варшавы. Берегут городские площади и в Европе. В Мадриде, например, старейший и красивейший вокзал столицы – «Аточа» - давно уже стал одним из любимейших мест досуга мадридцев. Что же касается железнодорожных путей – то они нашли себе место глубоко под землей. Там, в три уровня, пересекаются городское метро, пригородные электрички и поезда дальнего следования.
Сказать, что это удобно – не сказать ничего. Поезда и электрички выходят на поверхность еще в самом Мадриде, но и здесь «полоса отчуждения» таковой не является. Над путями расположены многоуровневые паркинги, диско-клубы, офисные и промышленные строения – то есть такая недвижимость, обитателям которой шум поездов не очень мешает.
В Москве пока столь далеко идущих планов нет. Есть пока лишь проекты. Например, накрыть гигантской «столешницей» открытую Филевскую линию метро, организовав поверху – к примеру – автомагистраль. Возможно, когда-то подобным образом будут использованы и железнодорожные полосы отчуждения. Ведь от самих железных дорог отказываться никто не собирается.
Поделитесь этой статьей: