Тендер на право строительства продолжения Лахтинско-Правобережной линии метро от станции «Спасская» до «Горного института» (проектное название – «Большой проспект») с промежуточной станцией «Театральная» был объявлен в конце ноября (стартовая цена госконтракта – 21,4 млрд руб.). Ожидалось, что заявку на участие в нем подаст ОАО «Метрострой», которое ранее выиграло конкурс на подготовку площадок для обеих станций данной ветки и уже начало эти работы на пересечении Косой линии и Большого проспекта. Конкурентов у главного петербургского строителя подземки не было.

Деньги и сроки

Уже в начале декабря появились первые предпосылки к тому, что «Метрострой» может отказаться от участия в конкурсе. На официальном сайте Комитета по госзаказу был опубликован целый список претензий потенциального генподрядчика к конкурсной документации, состоявший сразу из 48 пунктов. Недовольство инженеров и экономистов «Метростроя» касалось прежде всего слишком сжатых сроков строительства двух станций и трех перегонов, а также не всегда понятных методов составления смет.

«Например, согласно утвержденному проекту, на все работы отводится пять с половиной лет. А сейчас заказчик требует запустить станции в эксплуатацию к 2019 году, то есть все сделать за четыре года, что совершенно нереально. Что касается сметной части, то здесь Смольный почему-то апеллирует к рабочей документации, которой попросту еще нет. Без нее работать, а тем более получать от заказчика деньги очень затруднительно: мы уже с этим сталкивались во время строительства Фрунзенского радиуса», – отметили в пресс-службе ОАО «Метрострой». 

В итоге компания решила заявку на конкурс не подавать. Других желающих строить новый участок Лахтинско-Правобережной линии на тех условиях, которые предложил Смольный, также не нашлось. Такое произошло впервые за долгие годы и на первый взгляд совершенно неожиданно. Однако, если разобраться, все очень даже закономерно.

Переоцененные гарантии

Заказчик строительства – Комитет по развитию транспортной инфраструктуры – призывает не делать из произошедшего трагедии. Там обещают, что за месяц исправят конкурсную документацию и объявят повторный тендер. По мнению чиновников, ключевая проблема – слишком высокий размер банковской гарантии, который составил 30% от всей цены госконтракта. В комитете признают, что недооценили нынешнюю макроэкономическую ситуацию: в условиях санкций к банковскому сектору и общей нестабильной ситуации мало кто из банкиров может выдать гарантию в сумме 7 млрд руб.

«Закон позволяет нам снизить размер банковской гарантии до 10%, так что мы внесем коррективы по этому пункту и, возможно, еще и по некоторым другим», – заявили БН в пресс-службе КРТИ. Что подвергнется корректировке – не сообщили, поскольку «по этому поводу еще идут и будут идти переговоры».

Вероятно, чиновникам все же придется сдвинуть сроки открытия «Горного института» и «Театральной» как минимум на год вперед. Что касается выделения дополнительных средств, то здесь ситуация сложнее: падение нефтяных и газовых доходов, новый виток кризиса и уже упоминавшиеся санкции Запада неизбежно приведут к необходимости сокращения бюджетных расходов (на федеральном уровне секвестирование бюджета – дело уже практически решенное). А сметная стоимость строительства абсолютно всех новых линий метро в Петербурге, напротив, увеличилась, и весьма значительно. То есть «лишние» деньги у Смольного в ближайшее время вряд ли появятся.

Пока совершенно непонятно, удастся ли властям договориться с «Метростроем», не увеличивая объемы финансирования. С одной стороны – более чем 20-миллиардными заказами разбрасываться глупо. С другой – из-за скачков курса генподрядчик сейчас теряет деньги как на строительстве Фрунзенского радиуса, так и на продолжении Невско-Василеостровской линии, где используется немецкое оборудование (в частности, тоннелепроходческие щиты). То есть изначально выгодные контракты рискуют перестать быть таковыми. И понятно, что «Метрострой» в дальнейшем будет вынужден более скрупулезно просчитывать возможные риски и затраты.

Утешает лишь то, что при строительстве продолжения Лахтинско-Правобережной линии иностранное оборудование применяться не будет. Как пояснили в «Метрострое», «еще есть старая советская техника, оставшаяся в строю». Кроме того, будет использован современный щит тульского производства. Мера, разумеется, вынужденная, но в сложной экономической ситуации вполне оправданная.

Текст: Павел Гинёв    Фото: Алексей Александронок